Решение по делу №2-47/2012 по исковому заявлению Артемова В.И. к ГОБУЗ «Оленегорская центральная городская больница» о защите прав пациента



Дело № 2-47/2012

Мотивированное решение

составлено 18.02.2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2012 года

г. Оленегорск

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Вязниковой Н.А.

при секретаре Вавинове Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артемова В.И. к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница» (до 01.01.2012г. муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» города Оленегорска) о защите прав пациента, являющегося <данные изъяты>

установил:

Артемов В.И. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения « Центральная городская больница» города Оленегорска (МУЗ «ЦГБ»), переименованному с 01.01.2012 года в Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница» (далее ГОБУЗ « ОЦГБ»), о возложении обязанностей выдать рецепт на бесплатное получение <данные изъяты> в количестве 130 штук за 2011 год, а также начиная с января 2012 года выдавать рецепты на бесплатное получение <данные изъяты> из расчета не менее 120 штук в месяц. Обосновывает свои требования тем, что с 2002 года страдает хроническим заболеванием <данные изъяты>, при назначении коррекционной терапии <данные изъяты> различных видов и типов, стабилизировать течение болезни не удалось и по причине ухудшения самочувствия, в связи с лабильным течением <данные изъяты> и начинающимися осложнениями при обследовании и стационарном лечении в августе 2008 года за счет бюджетной квоты Минздравсоцразвития РФ для Мурманской области в ФГУ « Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А.Алмазова Росмедтехнологии» (г.Санкт-Петербург») был подтвержден основной диагноз <данные изъяты>, в заключении даны рекомендации, в том числе ежедневный контроль <данные изъяты> 4-5 раз в сутки, то есть перед каждым приемом пищи, перед сном. Возможность самостоятельного контроля <данные изъяты> обеспечивается средствами самоконтроля – <данные изъяты>, контроль необходим для <данные изъяты>, количества и качества принимаемой пищи, объема физических нагрузок и т.д. Поскольку <данные изъяты> характеризуется <данные изъяты>, а единственным способом контроля <данные изъяты> является его определение при помощи <данные изъяты>, необходимо наличие ежедневно не менее <данные изъяты>, в месяц не менее <данные изъяты>, в год – не менее <данные изъяты>.

Указывает, что в период с 2007 по 2009 годы, проживая в городе Мурманске, бесплатные рецепты на получение, в том числе необходимого количества <данные изъяты>, в соответствии с рекомендациями областных врачей и врачей Федерального центра Эндокринологии ему выдавались, однако при постановке на учет в МУЗ « ЦГБ» г.Оленегорска с января 2010 года, вопреки заключения и рекомендаций Федерального центра эндокринологии стали диагностировать <данные изъяты> и ограничили в получении необходимого количества <данные изъяты> до одной упаковки в месяц <данные изъяты>. Невозможность ежедневного надлежащего контроля <данные изъяты>, в связи с отсутствием необходимого количества <данные изъяты>, привело к усугублению течения основного заболевания, развитию осложнений, в июне 2011 года он признан <данные изъяты>. Указывает, что после обращения к губернатору Мурманской области по указанной проблеме в августе 2011 года направлялся вновь за счет бюджетной квоты на обследование и стационарное лечение в ФГУ « Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова Росмедтехнологии», где уже в третий раз была установлена абсолютная <данные изъяты> и подтвержден основной диагноз <данные изъяты>. При выписке рекомендовано в том числе ежедневный контроль <данные изъяты>, однако данное заключение и рекомендации врачей – специалистов Федерального центра эндокринологии игнорируются врачебной комиссией ответчика, выписываются рецепты исходя из нормы одна упаковка <данные изъяты> в месяц, то есть проконтролировать <данные изъяты> возможно лишь 1-2 раза в день. Считает данные действия ответчика необоснованными, нарушающими его права.

В обоснование своих требований ссылается на статьи 12, 15 Модельного закона об основах медико-социальной защиты граждан, больных <данные изъяты>, принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ от 04.12.2004 года № 24-7; Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи» (статьи 6.1, 6.2); Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача ( фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 года № 1 с последующими изменениями); Стандарт медицинской помощи больным с <данные изъяты>, утвержденный Приказом от 11.09.2007 г. № 582 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которым для взрослых пациентов, имеющих заболевание по Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) Е10.0 хронической фазы всех стадий без осложнений в условиях амбулаторно-поликлинической помощи в отношении <данные изъяты> установлено среднее количество в год – 730 штук. Указывает, что в настоящее время заболевание, которым он страдает, классифицируется согласно МКБ-10 как <данные изъяты>, то есть <данные изъяты>, однако в 2011 году по бесплатным рецептам ему выдано <данные изъяты>, ниже среднего количества, предусмотренного Стандартом.

В судебном заседании истец и представитель Орлова А.Э. изменили исковые требования, его первый пункт, представив письменное заявление и просят взыскать с ответчика понесенные истцом расходы в сумме ... рубля ... коп., связанные с приобретением им самостоятельно четырех упаковок (<данные изъяты>), оставив без изменения и поддержав исковые требования о возложении обязанности на ответчика выдавать рецепты на бесплатное получение <данные изъяты> не менее 120 штук в месяц, начиная с января 2012 года и взыскать с ответчика судебные расходы, в том числе связанные с оплатой услуг представителя, в общем размере ... рублей. В обоснование иска представитель дополнила, что внесение в медицинскую карту истца исправлений в записи врача лицом, не подтвердившим свои полномочия на это, является незаконным, пояснила, что при нахождении на учете в Мурманской больнице из записей в медицинской карте следует, что истцу выписывались рецепты на получение <данные изъяты> в большем количестве, при согласовании этого вопроса с необходимыми органами врачебной комиссией самостоятельно.

Представитель ответчика Соловьева В.С. исковые требования не признала, изложив возражения в представленном отзыве, указывая, что в отношении Артемова В.И. ответчиком соблюдены требования законодательства, при этом ГОБУЗ «ОЦГБ» в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, в том числе ведомственными нормативными актами. Согласно стандарту медицинской помощи больным <данные изъяты> истец должен получать 730 <данные изъяты> в год, при этом не оспаривается, что за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011г. истец получил <данные изъяты> в количестве 600 штук. Считают требования истца необоснованными, не подлежащими удовлетворению, так как возмещение понесенных Артемовым расходов на приобретение <данные изъяты> не предусмотрено законом, а выписка рецептов из расчета не менее 120 штук в месяц, то есть сверх количества, предусмотренного стандартом медицинской помощи больным с <данные изъяты>, приведет к ущемлению законных прав других граждан, имеющих право на получение лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета. Пояснила, что на основании Приказа № 3 от 10.01.2012 года Министерства здравоохранения Мурманской области Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией переименовано в Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница». Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения Мурманской области в суд не явился, представлен отзыв на исковое заявление, указана просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве указано, что требование истца о его бесплатном обеспечении <данные изъяты> в большем количестве, чем установлено стандартом безосновательно, что недополученными Артемовым В.И. в 2011 году до стандарта <данные изъяты> в количестве 130 штук, он может быть обеспечен в 2012 году по заявке ЛПУ. Требование о возмещении в денежном выражении расходов, связанных с приобретением <данные изъяты> считают необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статей 12, 15 Модельного закона об основах медико социальной защиты граждан, больных <данные изъяты>, принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ от 04.12.2004 года № 24-7, к числу основных прав граждан, больных <данные изъяты>, относится право на доступность схем ведения и лечения <данные изъяты>, включая право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратми и средствами самоконтроля, в пределах, установленных единым национальным минимумом мер медико- социальной защиты. Предусмотрено, что граждане, больные <данные изъяты>, а также больные <данные изъяты>, получающие <данные изъяты>, снабжаются <данные изъяты> и расходными материалами к нему в количестве, обеспечивающем проведение трехкратных ежедневных анализов уровня <данные изъяты>. Граждане, больные <данные изъяты>, не получающие <данные изъяты>, снабжаются диагностическими <данные изъяты> для визуального определения уровня <данные изъяты> в крови в количестве, обеспечивающем ежедневное однократное проведение данного анализа.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, установлены Федеральным законом Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ. Данным законом определено, что в государственную социальную помощь входит и предоставление набора социальных услуг (перечень социальных услуг), предоставляемых отдельным категориям граждан. В статье 6.1 указанного федерального закона указана категория граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно статьи 6.2 федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного закона, набора социальных услуг включены обеспечение в соответствии со стандартом медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. Перечень лекарственных препаратов, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.01.2007 года № 1 (с последующими изменениями) утвержден Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, при этом в разделе «Изделия медицинского назначения» предусмотрены <данные изъяты> для определения содержания <данные изъяты>. В соответствии с Приказом от 11 сентября 2007 года № 582 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвержден Стандарт медицинской помощи больным с <данные изъяты>, рекомендовано руководителям государственных и муниципальных медицинских организаций использовать данный стандарт при оказании амбулаторно-поликлинической помощи. В разделе « Изделия медицинского назначения» предусмотрены <данные изъяты> к <данные изъяты> в среднем количестве 730 (в год).

Исходя из вышеуказанных нормативных документов, установлено и не оспаривается ответчиком, что в категорию граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, входит Артемов В.И. Исходя из вышеуказанного Стандарта определено среднее количество 730 (в год) <данные изъяты> для определения <данные изъяты>. Из представленных истцом документов (л.д.10,12) видно, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации указывает на принятие мер к обеспечению Артемова В.И. необходимыми медицинскими средствами и изделиями медицинского назначения согласно прежде всего медицинским показаниям, с безусловным учетом индивидуальных особенностей здоровья и течения заболевания.

Из материалов дела, медицинской карты Артемова В.И. видно, что в период его проживания в г.Мурманске, когда он состоял на учете в Мурманской больнице, ему выписывались рецепты на получение <данные изъяты> (при основном диагнозе <данные изъяты>), в необходимом для осуществления контроля количестве, исходя из медицинских показаний и индивидуальных особенностей здоровья и течения заболевания. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Необходимость в получении <данные изъяты> в большем количестве, чем выписываются ответчиком, подтверждается также заключениями врачей и данными ими рекомендациями при нахождении Артемова В.И. на стационарном лечении в ФГУ «ФЦСКЭ» им. В.А. Алмазова Росмедтехнологий» (г.Санкт-Петербург) ( л.д.15-16, 19-20).

В судебном заседании свидетель Попова И.К., врач терапевт участковый ГОБУЗ « ОЦГБ», пояснила, что после ознакомления с заключениями врачей клиники ФГУ им. В.А.Алмазова, где после более углубленного обследования был установлен диагноз <данные изъяты>, она придерживается данного диагноза, однако выписывать для проведения ежедневного контроля <данные изъяты> в большем количестве, чем одна упаковка (50 шт.) в месяц она не может, так как установлено ограничение Стандартом. Пояснила, что Артемов В.И. медицинскую карту ей предоставляет только при приеме и оформлении рецептов, поэтому у нее отсутствует возможность изучения всех документов, находящихся в медицинской карте.

Свидетель Парфентьева Л.П. в судебном заседании пояснила, что как зам.главврача по ОМР является на основании приказа № 1 от 11.01.2011 года (МУЗ «ЦГБ») членом Врачебной комиссии поликлиники и осуществляет контроль за соблюдением в объеме выделенных лимитов порядка, количества лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оформления рецептов согласно Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007г. № 110. Считает, что внесенные ею в медицинскую карту Артемова В.И. исправления в записях врача Поповой с двух упаковок <данные изъяты> на одну, соответствуют требованиям закона, поскольку Артемов В.И. дополнительное количество <данные изъяты> может докупить, при этом врач Попова не обращалась о необходимости выписки данных <данные изъяты> в большем количестве.

Оценивая доводы указанных свидетелей, суд считает их необоснованными, при этом доводы свидетеля Парфентьевой Л.П. не нашли своего объективного подтверждения при рассмотрении дела. Установлено, что истцом на приеме у врача Поповой И.К. обращалось внимание на необходимость в выписке рецепта на получение <данные изъяты> более одной упаковки в месяц, однако данный вопрос ответчиком (врачебной комиссией) не решался. Кроме того, суду не представлены надлежащие документы, подтверждающие правомочность Парфентьевой Л.П. от имени ВК вносить изменения в медицинскую карту, подписываться.

Оценивая доводы ответчика, мнение третьего лица (Министерства здравоохранения Мурманской области) о выписке <данные изъяты> согласно вышеуказанного Стандарта не в среднем количестве (менее или более), а как установленное количество 730 (в год), суд считает необоснованными, поскольку при выполнении данных требований не учитываются прежде всего индивидуальные особенности здоровья пациента и течения заболевания. Оценивая доводы ответчика о том, что в денежном выражении не подлежат истцу возмещению расходы, связанные с приобретением в 2011 году четырех упаковок с <данные изъяты>, суд считает их необоснованными, суду не представлены доказательства в их обоснование, при этом судом установлено, что истец нуждался в данных изделиях медицинского назначения и в большем количестве, чем ему выписывалось по рецептам.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд считает, что ответчиком нарушены права Артемова В.И., доводы истца нашли свое подтверждение, при этом ГОБУЗ « ОЦГБ» до настоящего времени не решил вопрос о выписке Артемову В.И. согласно индивидуальных особенностей его здоровья и течения заболевания рецепты на получение <данные изъяты> в необходимом для осуществления контроля количестве.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Артемова В.И. подлежат удовлетворению, при этом в силу статей 98, 100, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению истцу понесенные им судебные расходы, которые подтверждены представленными платежными документами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница» в пользу Артемова В.И. ... рубля, судебные расходы в размере ... рублей.

Обязать Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница» начиная с января 2012 года производить выдачу Артемову В.И. рецептов на бесплатное получение <данные изъяты> из расчета не менее 120 штук в месяц.

Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Оленегорская центральная городская больница» государственную пошлину в доход государства ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Н.А. Вязникова

Решение вступило в законную силу.