Дело № 2-207/2012 Мотивированное решение составлено 24.04.2012 года Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 19 апреля 2012 года г. Оленегорск Оленегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Вязниковой Н.А. при секретаре Вавинове Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Апросичевой Н.А. об оспаривании решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установил: Апросичева Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области ( далее МИ ФНС № 5) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ, которое было принято по результатам проведенной выездной налоговой проверки № 50 от 17.11.2011 года по вопросу правильности исчисления и уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008г. Указывает, что в соответствии с оспариваемым решением привлечена к ответственности, предусмотренной статьями 122 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации ( НК РФ), за неуплату налога на доходы физических лиц в результате занижения налоговой базы и за непредоставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц ( НДФЛ) в виде штрафов в размере ... рублей и ... рубль, начислены пени на НДФЛ, предложено уплатить недоимку по НДФЗ в размере ... рубля, при этом основанием доначисления НДФЛ за 2008 год является вывод МИ ФНС № 5 о том, что 01.10.2008 г. ею был получен доход от реализации акций обыкновенных именных бездокументарных в размере ... рубля, а также не предоставлена налоговая декларация о доходах, полученных в 2008 году. Указывает, что данное решение ею обжаловано в порядке, установленном статьей 101.2 НК РФ в вышестоящий налоговый орган ( Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области), которым в соответствии с решением № 76 от 27.02.2012 г. оспариваемое решение оставлено без изменений, ее жалобы оставлена без удовлетворения. Ссылаясь на то, что денежная сумма была ею получена в результате принудительного выкупа принадлежащих ей акций <данные изъяты> « <данные изъяты>» владельцем более ... процентов акций – <данные изъяты> «<данные изъяты>» на основании ст.84.8 Федерального закона « Об акционерных обществах», и при данных обстоятельствах денежные средства нельзя отнести к доходам с точки зрения налогового законодательства, поскольку не увеличивают имущественное состояние налогоплательщика, у миноритарного акционера не возникает доход ( экономическая выгода), эти денежные средства лишь уравновешивают принудительный выкуп акций, являясь по сути компенсацией за изъятое имущество. Указывает, что налоговый кодекс РФ не содержит норм, специально регулирующих порядок налогообложения при принудительном выкупе акций, при этом согласно пункту 7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Считает, что налогообложение полученных ею денежных средств в счет принудительного выкупа не соответствует действующему законодательству, нарушает ее права и законные интересы. Кроме того, считает, что налоговым органом при проведении проверки за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008г. были допущены нарушения норм материального и процессуального права, поскольку указаны и установлены сроки, не охваченные налоговой проверкой, что также влечет нарушение ее прав и законных интересов. Просит признать недействительным решение МИ ФНС № 5 по Мурманской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 279 от 30 декабря 2011 года. В судебном заседании представитель заявителя Орлова А.Э. поддержала доводы, изложенные в заявлении. Представители межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области ( МИ ФНС № 5) не согласились с требованиями заявителя, изложив свои возражения в письменном отзыве. Указывают, что материалы налоговой проверки и представленные Апросичевой Н.А. возражения рассматривались в присутствии налогоплательщика, на основании данных материалов вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно за неуплату налога на доходы физических лиц ( далее НДФЛ) в сумме ... руб. Согласно статей 84.7, 84.8 Федерального закона Российской Федерации « Об акционерных обществах» предусмотрено право акционеров требовать от доминирующего акционера выкупить акции общества, а в случае не использования указанного права, доминирующий акционер вправе сам выкупить акции у акционеров. Перечисление денежных средств акционерам свидетельствует о выполнении сторонами обязательств в соответствии с нормами закона. Выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая определяется независимым оценщиком. Указывают, что принудительный выкуп ценных бумаг у налогоплательщика, к каковым относится и заявитель, осуществлен по рыночным ценам, соответственно налогообложение доходов, полученных в результате принудительного выкупа ценных бумаг, осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст.214.1 НК РФ, денежные средства, полученные Апросичевой Н.А. в 2008 году в общей сумме ... руб. от принудительного выкупа акций, являются объектом налогообложения - налогом на доходы физических лиц. Считают необоснованными доводы заявителя о допущенных налоговым органом нарушениях. Просят в удовлетворении заявления отказать. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения в соответствии со ст.209 Налогового кодекса РФ признается доход, полученный налогоплательщиками, в том числе, от источников в Российской Федерации и ( или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу п.п.5 пункта 1 ст.208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации. В соответствии с указанными нормами и с учетом положений ст.209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц ( НДФЛ) являются доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг. Принципы определения доходов закреплены в ст.41 Налогового кодекса РФ, в силу которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами « Налог на доходы физических лиц» « Налог на прибыль организации» НК РФ. Особенности определения налоговой базы исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами закреплены в ст.214.1 НК РФ. В соответствии с п.1 указанной статьи ( в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ) при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, учитываются доходы, полученные, в том числе, по следующим операциям: купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг; купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. В силу положений п.3 названной статьи доход ( убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. В соответствии с п.4 ст.214.1 Налогового кодекса РФ налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как доход, полученный по результатам налогового периода по операциям с ценными бумагами. Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, Апросичева Н.А. являлась собственником обыкновенных именных бездокументарных акций <данные изъяты> «<данные изъяты>» в количестве ... штук, номинальной стоимостью ... рублей ( за акцию), в 1998 году номинальная стоимость была изменена и составила ... руб. На основании требования <данные изъяты> « <данные изъяты>», являющаяся владельцем более ... процентов акций <данные изъяты> «<данные изъяты>», о выкупе ценных бумаг от 31.07.2008г., проведена работа по проведению экспертизы об установлении рыночной стоимости акций <данные изъяты> «<данные изъяты>» для выкупа принадлежащих иным лицам обыкновенных именных акций <данные изъяты> « <данные изъяты>», согласно экспертному заключению рыночная стоимость одной обыкновенной именной акции <данные изъяты> «<данные изъяты>» по состоянию на 01.04.2008 г. составила ... руб. Установлено, что 01.10.2008 г. на счет, открытый в <данные изъяты> «<данные изъяты>» на имя Апросичевой Н.А. с расчетного счета <данные изъяты> « <данные изъяты>» по платежному поручению № ХХХ произведено зачисление денежных средств в размере ... руб. с назначением платежа « <данные изъяты>» на основании требования <данные изъяты> « <данные изъяты>» о выкупе от 14.07.2008 без НДС». В соответствии с требованиями законодательства ( ст.ст.84.4, 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ « Об акционерных обществах»), владелец ценных бумаг ( Апросичева Н.А.), не согласившись с ценой выкупаемых ценных бумаг, вправе была обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск мог быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета ( счета депо) выкупаемых ценных бумаг. Таким образом, принудительный выкуп ценных бумаг у налогоплательщика осуществляется по рыночным ценам, то есть на тех же условиях, что и в случае добровольной продажи. Соответственно, налогообложение доходов, полученных в результате принудительного выкупа ценных бумаг, осуществляется в общем порядке, установленном ст.214.1 Налогового кодекса РФ. Установлено, что в нарушение ст.ст.214.1, 228 и 229 Налогового кодекса РФ Апросичевой Н.А. налоговая декларация о доходах, фактически полученных за 2008 года в налоговый орган по сроку представления не позднее 30.04.2009года не была представлена, в результате чего налогоплательщиком занижена налоговая база по налогу на доходы физических лиц за 2008 г., что привело к не начислению и неуплате в бюджет налога на доходы физических лиц. Исходя из изложенного, суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что полученные в результате выкупа ценных бумаг денежные средства не относятся к доходу. По результатам проведенной выездной налоговой проверки физического лица Апросичевой Н.Н. по правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. было принято решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данное решение по результатам апелляционного рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области ( решение № 76 от 27.02.2012г.) оставлено без изменений. Суд считает, что при рассмотрении материалов проверки налоговым органом денежные средства, полученные Апросичевой Н.А. от выкупа акций, были правомерно признаны объектом налогообложения на доходы физических лиц, в связи с чем привлечение Апросичевой Н.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствует требованиям законодательства. Получение заявителем дохода было установлено в ходе проведенной налоговым органом проверки, декларация Апросичевой Н.А. в установленные законом сроки не была подана. Доводы заявителя о неправильном применении и толковании налоговыми органами норм материального и процессуального права при проведении налоговой проверки и привлечении к ответственности, суд признает ошибочными. Таким образом, учитывая все фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Решение о привлечении Апросичевой Н.А. к ответственности за совершение налогового правонарушения принято органом, имеющим полномочия; существенных нарушений порядка принятия данного решения ( форма, сроки, основания и процедура) судом не установлены, кроме того, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона. Оснований для применения п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ суд не находит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении заявления Апросичевой Н.А. о признании недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Н.А.Вязникова Решение вступило в законную силу.