Решение по жалобе на постановление по делу 12-1/2011 в отношении Володина Д.А.



Дело 12-1/2011

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

31 января 2011 года

г. Оленегорск

Судья Оленегорского городского суда Мурманской области Бахарева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Володина Д.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Мурманской области по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2010 года в отношении Главы города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области Володина Д.А.,

установил:

27 декабря 2010 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении Главы муниципального образования город Оленегорск Володина Д.А. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении и на него был наложен штраф в размере 15 9000 рублей за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Представитель главы города Оленегорска Феоктистов И.А. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении. В жалобе указывает, что постановление подлежит отмене в виду отсутствия в действиях Володина Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ. Полагает, что Глава г. Оленегорска не совершал действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Не проведение в 2009 и 2010 годах повторного конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам ул. ..., д. ..., ул. ..., д. ..., ул. ..., д...., ул. ... д. ..., ул. ... д. ... и не ограничивает конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Участникам рынка была предоставлена возможность заключить договор управления на конкурсной основе, но никто не изъявил желания. За период с 2008 года ни один хозяйствующий субъект не обращался в органы местного самоуправления с предложением взять указанные дома в управление или провести конкурс. В августе 2008 года был проведен конкурс по выбору управляющих организаций в отношении указанных многоквартирных домов. Ко дню завершения срока подачи заявок на участие в конкурсе не поступило ни одной заявки. Жилой дом по адресу: ул. ... д. ..., распоряжением администрации от 24 сентября 2009 года, признан непригодным для проживания и дальнейшей эксплуатации. Организация обеспечения населения коммунальными услугами и услугами по содержанию и управлению общего имущества многоквартирного дома является обязанностью органов местного самоуправления. При этом, ч. 8 ст. 161 и ч. 2 ст. 163 ЖК РФ предусмотрено, что заключение договора управления многоквартирным домом без проведения конкурса допускается, если такой конкурс был признан в соответствии с законодательством несостоявшимся. А срок договора управления многоквартирным домом при заключении его по итогам конкурса или без его проведения составляет не менее, чем один год и не более, чем 3 года. Полагает, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность заключения договоров управления многоквартирными домами без проведения конкурса на срок 1-3 года. Воспользовавшись данными положениями, органы местного самоуправления МО г. Оленегорск передали указанные дома в управление МУП ЖКХ «<данные изъяты>» с конца 2008 года (так как до этого именно это предприятие обслуживало данные дома). При этом, действующее законодательство не предусматривает обязанности органов местного самоуправления периодически проводить указанные конкурсы. В связи с изложенным, полагает, что не проведение в 2009-2010 г.г. повторного конкурса по выбору управляющей организации не нарушает действующего законодательства. Данное бездействие не ограничивает конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

В судебном заседании представитель Главы города Оленегорска по доверенности Феоктистов И.С. на доводах жалобы настаивал и просил отменить обжалуемое постановление.

В письменном отзыве представитель управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Басавина О.А. просила оставить постановление без изменения. Указала, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ является решение № 61 комиссии антимонопольного органа от 10 ноября 2010 года, которым установлен факт нарушения администрацией г. Оленегорска ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории МО г. Оленегорска. В соответствии с п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 175 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в случае, если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с окончания срока подачи заявок, проводит новый конкурс в соответствии с данными правилами. Поэтому доводы заявителя о законности действий в части передачи указанных выше 6 многоквартирных домов в управление МУП ЖКХ «<данные изъяты>» без проведения открытого конкурса и не проведения при этом повторных конкурсов по отбору управляющей организации для управления данными домами не являются обоснованными. Просит оставить постановление без изменения.

В судебном заседании представитель УФАС Мурманской области Басавина О.А. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве и просила оставить постановление без изменения.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба Володина Д.А. не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, 1.2. поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Как видно из постановления администрации г. Оленегоорска с подведомственной территорией от 21 октября 2009 года № 438 «О вступлении в должность главы муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, Володин Д.А. вступил в должность главы муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией 21 октября 2009 года.

В соответствии со ст. 30 Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, глава муниципального образования руководит деятельностью администрации города Оленегорска.

Как видно из решения Комиссии УФАС Мурманской области по делу № 61 о нарушении антимонопольного законодательства от 10 ноября 2010 года, в действиях Администрации г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области было признано нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженное в бездействии в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области. По мнению Комиссии, не проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории МО г. Оленегорск лишило возможности участников рынка по управлению многоквартирными домами в границах Мурманской области, выйти на соответствующий товарный рынок. Таким образом, по мнению Комиссии, администрация г. Оленегорска проводит политику ограничения конкуренции на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в границах г. Оленегорска. Бездействие администрации МО г. Оленегорск, выразившееся в не принятии решения о проведении конкурса по отбору управляющих организаций для управления 6 многоквартирными домами среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории МО г. Оленегорск с подведомственной территорией МО содержит факт нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

Одновременно с признанием в действиях администрации г. Оленегорска факта нарушения закона, было выдано Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путём проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам: ул. ... д.... ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ...

Указанное предписание об устранении нарушения закона администрацией г. Оленегорска исполнено – 21 декабря 2010 года был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам: ул. ... д...., ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ..., ул. ... д. ....

Представленные в судебное заседание документы подтверждают наличие состава административного правонарушения, документы, свидетельствующие об исполнении предписания комиссии УФАС, подтверждают признание администрацией г. Оленегорска невыполнения требования закона «О защите конкуренции».

Оценивая доводы представителя Главы г. Оленегорска – Феоктистова И.А. в части применения ст.ст. 161, 163 Жилищного кодекса, полагаю, что они основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на иную оценку имеющихся доказательств. В частности, как правильно указано в жалобе со ссылкой на ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое решение о выборе способа управления не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации. Истечение срока, установленного названной нормой (01 мая 2008 года), не может служить основанием для нарушения требований антимонопольного законодательства (ч. 1 ст. 15 Закона «Об ограничении конкуренции»), несоблюдение требований ст. 161, ст. 163 ЖК РФ, Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 75 от 06 мая 2006 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано.

Согласно ч. 2 ст. 163 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, все помещения которого находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса.

Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и соответствующими Правилами.

В соответствии с п. 59 указанных выше Правил, в случае, если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с данными правилами.

Исходя из изложенного, администрация муниципального образования г. Оленегорск была обязана в соответствии с Правилами при несостоявшемся конкурсе провести новый конкурс, поэтому доводы представителя заявителя о законности передачи указанных выше 6 многоквартирных домов в управление МУП ЖКХ «<данные изъяты>» без проведения открытого конкурса и не проведения при этом повторных конкурсов по отбору управляющей организации для управления данными домами являются необоснованными.

Доводы заявителя о применении положений Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее, чем на один год и не более, чем на 3 года, суд считает не состоятельными, поскольку установление указанного срока действия договора управления многоквартирным домом, в соответствии с ч. 5 ст. 162 ЖК РФ применяется в случаях, когда управляющая компания была выбрана по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления. В данном случае конкурса, по результатам которого была бы выбрана управляющая компания, проведено не было.

Суд также считает не состоятельными доводы представителя заявителя о том, что бездействие органа местного самоуправления в части не проведения конкурса по отбору управляющей организации не могло привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Данное бездействие в части не проведения конкурса по отбору управляющей организации способствовало ограничению возможности соперничества (состязательности) хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по содержанию и ремонту многоквартирных домов. Хозяйствующие субъекты были ограничены в потенциальной возможности выхода на рынок услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области.

Таким образом, должностное лицо – глава г. Оленегорска Володин Д.А. совершил нарушение ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», которое выразилось в бездействии в части не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией, чем совершил, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу Володина Д.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Мурманской области по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2010 года в отношении Главы города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области Володина Д.А. - оставить без удовлетворения, а постановление по делу об административном правонарушении - без изменения.

Решение может быть обжаловано в Мурманской областной суд, через Оленегорский городской суд в течении 10 дней.

Судья

И.В. Бахарева

Решение вступило в законную силу.