РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июля 2010г. п.Крестцы
Окуловский районный суд Новгородской области п.Крестцы в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.И.,
с участием прокурора Образцовой О.С.,
при секретаре Беловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крестецкого района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное учреждение культуры «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система», администрацию Крестецкого муниципального района обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Устьволмского сельского культурного комплекса,
установил:
Прокурор Крестецкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное учреждение культуры «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» обязанности оборудовать здание Устьволмского сельского культурного космплекса, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей, молниезащитными устройствами, установить резервный источник электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования, удалить со стен зрительного зала, стен и потолка в фойе на путях эвакуации горючие материалы, обработать деревянные строительные материалы кровли огнезащитным составом, оборудовать двери эвакуационного выхода из зрительного зала наружу и из фойе наружу в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03 и п.6.16 СНиП 21-01-97*, и о возложении субсидиарной ответственности на администрацию Крестецкого муниципального района. В обоснование иска указано, что при проверке в декабре 2009г. сотрудниками отдела государственного пожарного надзора здания Устьволмского сельского культурного комплекса, установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в предписании ОГПН от 30 декабря 2009г. В мае 2010г. прокуратурой Крестецкого района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в Устьволмского СКК в нарушение п.3, п.102 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003г. №313, п.9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003г. №315 отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей, не установлен резервный источник электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы (п.3 ППБ 01-03, п.4.3,4.4,4.5 ВППБ 13-01-94), здание не оборудовано молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СО 153-34.21.122.2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений и промышленных коммуникаций» (п.3 ППБ 01-03, п.4.30 ВППБ 13-01-94), не произведены замеры изоляции электрооборудования, для отделки стен зрительного зала, стен и потолка фойе на пути эвакуации использованы горючие материалы- потолочная плитка, деревянные строительные материалы кровли не обработаны огнезащитным составом в нарушение п.57 ППБ 01-03, ширина эвакуационного выхода из зрительного зала наружу составляет 1,1м, ширина эвакуационного выхода из фойе составляет 0,93м. В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды прокурор просит возложить на МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» обязанность устранить указанные нарушения и возложить субсидиарную ответственность на Администрацию Крестецкого муниципального района.
В судебном заседании прокурор Образцова О.С. исковые требования поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что выявленные нарушения являются существенными, непринятие мер по их устранению создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. Прокурор просит обязать МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» устранить нарушения, и в случае недостаточности средств МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» возложить субсидиарную ответственность по исполнению обязанности устранить нарушения требований правил пожарной безопасности на собственника имущества- администрацию Крестецкого муниципального района.
Представитель ответчика МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» директор учреждения Никитина Е.Н. в судебном заседании с иском прокурора согласилась, пояснила, что в структуре учреждение 21 подразделение, учреждение не имеет собственных достаточных средств для устранения нарушений требований правил пожарной безопасности. Бюджетные средства также не поступают. Для устранения выявленных нарушений направлена заявка службе заказчика на составление сметы по переоборудованию дверей, устранению горючих материалов, заключен договор на проведение измерений сопротивления изоляции электрооборудования. Но на сегодняшний день работы не выполнены. Поскольку для устранения нарушений требуется проведение финансово-затратных мероприятий, собственных средств учреждение не имеет, а в бюджете средства на эти расходы не запланированы, представитель ответчика просит определить срок для устранения нарушений до 1 июля 2011г.
Представитель администрации Крестецкого муниципального района в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя Администрации муниципального района и установить срок для выполнения Правил пожарной безопасности до 1 июля 2011г. с учетом формирования бюджета на 2011г. в августе 2010г.
Главный государственный инспектор Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору Андреев Р.С. в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, требования прокурора поддерживает.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Несоблюдение Закона о Пожарной безопасности, требований правил и норм пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье работников сельского дома культуры, а также неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании, требования прокурора направлены на предупреждение причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и, поскольку законом не предусмотрено право органов пожарного надзора обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, заявлены прокурором в соответствии со ст.45 ГПК РФ в пределах полномочий.
В соответствии со ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, наравне с иными участниками этих отношений- гражданами и юридическими лицами.
Принимая во внимание, что требования прокурора не связаны с деятельностью администрации Крестецкого муниципального района как органа власти, а вытекают из предусмотренных ст.8, 10, 209 ГК РФ прав и обязанностей собственника по содержанию принадлежащего муниципальному району имущества, требования, заявленные прокурором, не противоречат ст.10 Конституции РФ.
Суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст.1, 20 Закона «О пожарной безопасности» под нормативными документами пожарной безопасности понимаются технические регламенты и стандарты, а также нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п.10 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003г. №313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с п.9 обязательной таблицы №1 приложения к Нормам пожарной безопасности №110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», здания общественного и административно - бытового назначения подлежат оборудованию автоматической системой пожарной сигнализации.
Оборудование зданий зрелищных учреждений системой оповещения о пожаре предусмотрено п. 9 таблицы 2 приложения к Нормам №104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».
Обязательное наличие резервного источника электропитания для аварийного освещения не менее чем на 1 час работы предусмотрено пунктами 4.3,4.4,4.5 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации ВППБ 13-01-94.
Наличие в учреждениях культуры молниезащитных устройств предусмотрено пунктом 4.30 ВППБ 13-01-94.
Обязательность контроля за состоянием электрооборудования установлена п.57 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03.
В соответствии с п.53 ППБ 01-03 запрещается на путях эвакуации использовать для отделки горючие материалы.
Обязательность регулярной обработки строительных конструкций огнезащитным составом установлена п.36 ППБ 01-03.
В соответствии с п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина эвакуационных выходов в помещениях и зданиях при числе эвакуирующихся 50 человек должна оставлять 1,2м.
В судебном заседании представитель МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» пояснила, что наполняемость зала в Устьволмском СКК 100человек, с учетом количества проживающих там граждан реальная наполняемость составляет 50 человек.
С учетом этого ширина эвакуационных выходов должна быть не менее 1,2м.
Таким образом, обязанность оборудовать здание сельского дома культуры автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, установки молниезащитных устройств, резервного источника электропитания, проверки сопротивления изоляции электрооборудования, обработки строительных конструкций огнезащитным составом, устранение горючих материалов на путях эвакуации и устройства дверей шириной не менее 1,2м установлена законом и иными нормативными актами.
Согласно Уставу МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» учреждение является юридическим лицом, в его состав входит Устьволмской сельский культурный комплекс, находящийся в д.Усть-Волма, ул.Школьная, д.2. Учредителем МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС» является администрация Крестецкого муниципального района. В соответствии с разделом 4 Устава имущество Учреждения является собственностью Крестецкого муниципального района и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Источниками финансирования учреждения являются бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов, доходы, получаемые учреждением от платных услуг и хозяйственной деятельности, иные источники.
Постановлением администрации Крестецкого муниципального района от 8 февраля 2010г. №99 здание Устьволмского СКК передано в оперативное управление МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС».
Как видно из предписаний ОГПН от 30 декабря 2009г., 12 декабря 2007г., 8 декабря 2006г., указанные нарушения требований пожарной безопасности в Устьволмском СКК выявлялись неоднократно, предписание ОГПН в этой части не выполняется в течение нескольких лет.
Из предоставленных директором МУК «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» документов видно, что в администрацию района неоднократно направлялись заявки о выделении средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности.
С учетом изложенного, необходимость проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности была очевидна для ответчиков в течение длительного времени. Отсутствие достаточных средств не может служить основанием для освобождения от обязанности соблюдения требований правил пожарной безопасности, поскольку под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан.
С учетом изложенного, нет оснований устанавливать ответчикам срок для устранения нарушений больше, чем заявлен прокурором
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного, на администрацию Крестецкого муниципального района как собственника имущества МУК «Крестецкая межпоселенческая КДС», следует возложить субсидиарную ответственность за выполнение мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в зданииУстьволмского СКК.
На основании изложенного, руководствуясь ст.210,120 ГК РФ, ст.38 Закона РФ «О пожарной безопасности», ст.45,197,198 ГПК РФ
решил:
Иск прокурора Крестецкого района удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» в срок до 31 декабря 2010г. оборудовать здание Устьволмского сельского культурного комплекса, находящегося в д.Усть-Волма Крестецкого района Новгородской области, ул.Школьная, д.2, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей, молниезащитными устройствами, установить резервный источник электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования, удалить горючие материалы -потолочную плитку со стен зрительного зала, стен и потолка в фойе на пути эвакуации, обработать огнезащитным составом деревянные строительные материалы кровли, обеспечить ширину эвакуационных выходов из зрительного зала наружу и из фойе наружу не менее 1,2м.
При недостаточности денежных средств Муниципального учреждения культуры «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» для исполнения решения суда возложить на администрацию Крестецкого муниципального района субсидиарную ответственность за выполнение в срок до 31 декабря 2010г. работ по оборудованию здания Устьволмского сельского культурного комплекса автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей, молниезащитными устройствами, резервным источником электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы, проведению замеров сопротивления изоляции электрооборудования, устранению со стен зрительного зала, стен и потолка в фойе на путях эвакуации горючих материалов, обработке деревянных строительных материалов кровли огнезащитным составом, оборудованию эвакуационных выходов из зрительного зала наружу и из фойе наружу шириной не менее 1,2м.
Взыскать госпошлину в доход государству: с администрации Крестецкого муниципального района 2000руб., с Муниципального учреждения культуры «Крестецкая межпоселенческая культурно-досуговая система» 2000руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд в течение 10 суток.
Судья: Е.И.Федорова.