Решение по делу



Дело 2-334/ 2010

Решение

Именем Российской Федерации

П. Крестцы 7 июля 2010 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием

Помощника прокурора Ф.,

Представителя ответчика МУ - директора учреждения Н., действующей без доверенности как руководитель организации,

при секретаре Юркив А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора района к МУ и Администрации муниципального района о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности.

У с т а н о в и л :

Прокурор района обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к МУ и Администрации муниципального района о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2010 года совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности. В исковом заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности в здании сельского культурного комплекса, заключающиеся в том, что здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуации людей при пожаре, молниезащитными устройствами, не установлен резервный источник электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы, не произведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования, ширина эвакуационного выхода из зрительного зала меньше установленной нормы, не обработаны огнезащитным составом деревянные строительные конструкции кровли здания. Данные нарушения правил пожарной безопасности вызваны недостаточным финансированием, при этом создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей, поэтому подлежат устранению.

Прокурором района заявлялось также требование об обязании ответчиков приобрести и разместить в общедоступных местах план-схемы эвакуации людей на случай пожара, однако в связи с тем, что данное нарушение МУ было в добровольном порядке к настоящему времени устранено, прокурор исковые требования изменил, требование об устранении указанного нарушения снял.

В судебном заседании помощник прокурора района обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, измененные исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица - органов государственного пожарного надзора, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования прокурора поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика МУ исковые требования прокурора признала, признала факт наличия нарушений правил пожарной безопасности, указанных в исковом заявлении, пояснила, что учреждение не имеет возможности самостоятельно за счет собственных средств выполнить заявленные требования, а учредителем выделяется недостаточно средств. При этом просила установить больший срок для устранения нарушений, так как до 31 декабря 2010 года учреждение не сможет их устранить в связи с отсутствием средств.

Ответчик Администрация муниципального района в представленном в суд отзыве указала, что не представляется возможным обеспечить выполнение требований всех правил пожарной безопасности по причине отсутствия у администрации денежных средств в достаточном размере, так как бюджет района является дотационным. В связи с этим просила увеличить срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности до 1 июля 2011. Просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.

В силу статьи 167 часть 5 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия ответчика Администрации муниципального района и третьего лица органов государственного пожарного надзора.

Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» от 30 января 2003 года (пункт 8) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций рассматриваются по правилам искового производства, поэтому настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) - работников и лиц, посещающих учреждение, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1). Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности (статья 37 часть 2), при этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (статья 37 часть 3).

Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), наряду с этими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (пункт 10).

Из Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими устройствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ-110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, следует, что здание Соменского сельского культурного комплекса как здание общественного и административно-бытового назначения подлежит защите автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (пункт 14 и таблица 1 пункт 9).

Из Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ-104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 года, (пункт 1.2 и таблица 2 пункт 9) следует, что указанное здание подлежит оснащению системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года (пункт 36) нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться, обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Согласно Правилам пожарной безопасности для учреждений культуры РФ (ВППБ 13-01-94), утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 1 ноября 1994 года, все здания музеев, картинных галерей, памятников культуры, клубов, библиотек и других учреждений культуры должны оборудоваться молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП (пункт 4.30), электроснабжение учреждений культуры должно осуществляться не менее чем от двух независимых друг от друга источников питания (пункт 4.3), для питания аварийного освещения учреждений культуры должны быть установлены аккумуляторные батареи, рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа, аварийное освещение должно включаться одновременно для всего здания автоматически при выключении рабочего освещения (пункт 4.4.).

В силу Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (пункт 57), то есть должны быть произведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования.

В соответствии со СНиП 21-01-97, утвержденным постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года, ширина эвакуационных выходов в зданиях зрелищных и культурно-просветительные учреждений должна быть не менее 1.2 метра.

Из представленных материалов следует, что здание сельского культурного комплекса не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре, молниезащитными устройствами, не установлен резервный источник электропитания для подключения аварийного освещения не менее чем на 1 час работы, не обработаны огнезащитным составом деревянные строительные конструкции кровли здания, не произведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования, ширина эвакуационного выхода из зрительного зала составляет 0.8 метра, что меньше установленной нормы. Наличие указанных нарушений подтверждается актами проверок соблюдения требований безопасности и предписаниями об устранении выявленных нарушений, пояснениями участвующих по делу лиц, при этом данные обстоятельства не отрицаются ответчиками.

Из представленных материалов следует, что здание сельского культурного комплекса передано МУ на праве оперативного управления, что подтверждается постановлением Администрации муниципального района от 8 февраля 2010 года.

Согласно Уставу МУ обязано обеспечивать соблюдение правил противопожарной безопасности (пункт 3.2),

В связи с этим следует прийти к выводу, что именно ответчик МУ должно обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Однако учреждение, будучи обязано соблюдать установленные требования пожарной безопасности, данную обязанность не выполняло, что выразилось в том, что в находящемся в его оперативном управлении сельского культурного комплекса выявлены вышеуказанные нарушения.

Ссылку ответчиков на отсутствие финансовых средств как причину нарушения требований пожарной безопасности суд признает неубедительной, поскольку выполнение требований закона никак не связано с наличием или отсутствием финансовых средств и не состоит с ним в какой-либо зависимости, требования закона в любом случае являются обязательными, в связи с чем, отсутствие финансовых средств не может быть признано уважительной причиной невыполнения возложенной законом обязанности по выполнению требований пожарной безопасности.

В связи с этим суд приходит к выводу, что обязанность устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности должна быть возложена на МУ.

Согласно Уставу МУ данное учреждение имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имении приобретать имущественные и неимущественные права, нести ответственность и исполнить обязанности (пункт 1.6), имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального района и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления (пункт 4.1), финансирование учреждения осуществляется по смете доходов и расходов, утверждаемой в установленном порядке, источниками финансирования являются бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов, доходы от хозяйственной деятельности и оказания платных услуг и иных источников в соответствии с законом (пункт 4.3).

Из исследованных документов следует, что МУ является бюджетным учреждением и содержится за счет выделяемых средств местного бюджета, собственных средств от приносящей доход деятельности имеет незначительное количество, явно недостаточное для выполнения работ по устранению указанных нарушений.

Согласно Уставу МУ его учредителем является Администрация муниципального района (пункт 1.1). Имущество (здание комплекса) находится в оперативном управлении МУ, а собственником их является муниципальный район, от имени которого выступает Администрация района.

В силу статьи 120 ГК РФ муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с Уставом муниципального района Администрация муниципального района от имени муниципального района субсидиарно отвечает по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (статьи 42 часть 4).

В связи с этим, суд приходит к выводу, что при недостаточности денежных средств у учреждения для устранения указанных нарушений правил пожарной безопасности и выполнения заявленных в иске требований, субсидиарная (дополнительная) ответственность должна быть возложена на собственника имущества, функции которого выполняет Администрация муниципального района.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом.

В исковом заявлении прокурор просил установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2010 года. Однако, принимая во внимание то, что бюджет района утверждается на календарный год, на 2010 год бюджет утвержден, при этом он является дотационным, учитывая существующий порядок выделения средств, необходимость проведения конкурса по отбору организации, которая будет осуществлять установку оборудования, что исходя из конкретных обстоятельств потребует длительный период времени, суд полагает необходимым увеличить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, и установить его до 1 июля 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковое заявление Прокурора района удовлетворить.

Обязать МУ в срок до 1 июля 2011 года оборудовать здание сельского культурного комплекса, автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией, молниезащитными устройствами в соответствии с требованиями СНиП, установить в здании для питания аварийного освещения аккумуляторные батареи (резервный источник электропитания), рассчитанные на работу аварийного освещения не менее 1 часа, обработать огнезащитным составом деревянные строительные конструкции кровли здания, произвести замеры сопротивления изоляции электрооборудования, оборудовать эвакуационный выход в соответствии с требованиями СНиП с соблюдением установленной ширины.

Возложить субсидиарную ответственность на Администрацию муниципального района и обязать ее в случае недостаточности у МУ собственных средств совершить в срок до 1 июля 2011 года вышеуказанные действия по выполнению правил пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме со 9 июля 2010 года.

Председательствующий

Судья Окуловского районного суда Сорокин Е.О.