Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка 20 июля 2010 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кондрашова А.С., при секретаре Васильевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Окуловского района Новгородской области к Комитету ******** об обязательстве производства вывоза отходов с несанкционированной свалки и осуществлению рекультивации земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Комитет ****** произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной на площади от ** до ** кв. метров на участке лесного фонда **** участкового лесничества в ** км от пос. *** на лесной дороге, ведущей от автодороги ***** и осуществить рекультивацию земельного участка.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Окуловского района Кабеев И.А. исковые требования поддерживал в части ликвидации свалки по основаниям, изложенным в заявлении. От исковых требований в части рекультивации земельного участка отказался.

Представитель ответчика Жоголь А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие финансовых средств у ответчика, а, кроме того, заявил, что Комитет ***** не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Так установлено, что на участке лесного фонда **** участкового лесничества в ** км от пос. *** на лесной дороге, ведущей от автодороги **** имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размерами **-** кв. метров, что подтверждено актом осмотра участка лесного фонда, фототаблицей, и не оспаривается сторонами.

Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года (в ред. от 30.12.2008 г.) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Часть 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства» предписывает, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по осуществлению мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; по соблюдению при использовании земельных участков требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии со ст.6 Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 3 Федерального закона №201 от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст.8 Лесного Кодекса РФ относят земли лесного фонда к федеральной собственности.

В соответствии со ст.51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно ч.2 ст. 19 Лесного Кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как следует из представленных материалов, указанные выше полномочия при рассматриваемых обстоятельствах дела возложены на Комитет лесного хозяйства Новгородской области.

Согласно ст. 55 Лесного Кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года №414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Согласно п.9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ №417 от 30.06.2007 года запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Согласно п. 1.1. Положения «О комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области», утвержденного постановлением Администрации Новгородской области №183 от 08.06.2009г. (далее Положение) комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с п.3.2 Положения комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области организует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и проведение очистки лесов от захламления и иного негативного воздействия) на землях лесного фонда и в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности Новгородской области.

Согласно ч.4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, а также по рекультивации нарушенных земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, соблюдать при использовании земельных участков требования, экологических правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Из анализа обстоятельств дела и требований закона следует, что одной из причин образования свалки является невыполнение отделом Окуловского лесничества комитета лесного хозяйства Новгородской области установленных Положением, Лесным и Земельным кодексами РФ обязанностей по недопущению загрязнения и захламления почв на землях соответствующих категорий, в том числе и по неустановлению лиц, виновных в образовании свалки и причин, способствующих образованию свалки.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Комитет **** осуществить вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной на площади от ** до ** кв. метров на участке лесного фонда **** участкового лесничества в ** км от пос. *** на лесной дороге, ведущей от автодороги ****.

Обязать Комитет **** осуществить указанные действия в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 июля 2010 года.

Председательствующий: А.С.Кондрашов