Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка «30» июля 2010 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,

при секретаре Андреевой Ю.Е.,

с участием помощника прокурора Окуловского района Кабеева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № ** по иску Прокурора Окуловского района к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области об обязании произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки и рекультивацию земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной на участке лесного фонда с левой стороны от автодороги п. ** ***, на расстоянии ** км от п.*** и осуществить рекультивацию земельного участка по тем основаниям, что прокуратурой Окуловского района совместно с государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новгородской области проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ об обращении с промышленными и бытовыми отходами. В ходе проверки было установлено, что на участке лесного фонда с левой стороны от автодороги п. *** *** Окуловского района, на расстоянии **км от п. ** размещена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

При рассмотрении дела для участия по делу в качестве соответчика было привлечено Общество с ограниченной ответственностью Промышленное предприятие «Торбино» (далее по тексту - Общество либо ООО ПП «Торбино»).

В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Кабеев И.А., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области по доверенности Жоголь А.Н., исковые требования признал, пояснив, что вывоз отходов с несанкционированной свалки и рекультивацию земельного участка должно производить Общество с ограниченной ответственностью Промышленное предприятие «Торбино», поскольку они являются арендатором указанного участка лесного фонда.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью Промышленное предприятие «Торбино» по доверенности Ананьева А.Н., иск признала.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ** числа ** месяца ** года прокуратурой района с участием государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новгородской области ***., проводилась проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и размещения отходов производства и потребления на территории Окуловского района, в ходе которой выявлено, что на участке лесного фонда (*** участковое лесничество) с левой стороны от автодороги п. *** *** района, на расстоянии ** км от п. *** имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в месте, не предназначенном для хранения и размещения отходов.

Данные обстоятельства в судебном заседании нашли свое подтверждение и не оспаривались сторонами.

Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды.

В силу ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01 твердые бытовые отходы могут размещаться исключительно на полигонах - специальных сооружениях, предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов производства и потребления.

В судебном заседании установлено, что *** участковое лесничество входит в отдел Окуловское лесничество Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.

В соответствии со ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Из статьи 8 Лесного кодекса РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статья 13 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В силу ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила ). Данные Правила устанавливают единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарно безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Постановлением Администрации Новгородской области от 08.06.2009 года № 183 утверждено Положение о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, согласно п. 1.1 которого Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - комитет) является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующие полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Из раздела 3 Положения «Полномочия комитета» следует, что Комитет организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводств лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, в том числе: проводит лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы), санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления и иного негативного воздействия) в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности области, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (за исключением лесных участков, предоставленных в аренду, где санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов) (п.3.2).

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что арендатором участка лесного фонда с левой стороны от автодороги п. *** ** района, на котором расположена свалка, является Общество с ограниченной ответственностью Промышленное предприятие «Торбино», что не оспаривается его представителем.

Данные обстоятельства также подтверждаются письменными документами: договором аренды лесного участка № ** от ** числа ** месяца ** года, заключенным между Комитетом лесного хозяйства Новгородской области и ООО ПП «Торбино», схемой расположения и границы лесного участка, чертежом месторасположения свалки бытовых и промышленных отходов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что осуществить сбор и вывоз твердых бытовых отходов, должен арендатор лесного участка, то есть ООО ПП «Торбино».

Рассматривая требования прокурора о рекультивации земельного участка, суд не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рекультивация земель есть искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенного в результате человеческой деятельности.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ обязанность по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В соответствии с пунктом 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 года № 525/67, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Таким образом, при разрешении требований прокурора в данной части подлежит доказыванию не только факт складирования бытовых отходов, но и тот факт, что в результате этих действий был причинен вред плодородному слою почвы.

Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В деле не представлено каких-либо доказательств факта нарушения плодородия почвы на участке, на котором расположена свалка, в связи с чем, требования прокурора о рекультивации земельного участка, необоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Промышленное предприятие «Торбино» осуществить вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной на участке лесного фонда с левой стороны от автодороги п. ** *** района, на расстоянии ** км от п. ** *** района ** области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска прокурору Окуловского района, отказать

В удовлетворении исковых требований прокурора Окуловского района к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области об обязании произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки и рекультивацию земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (02 августа 2010 года).

Председательствующий: Е.Н.Семичева