решение по делу



Дело № 2- 452

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

**** 2010года Окуловский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Жолудева А.С., с участием заместителя прокурора Исаевой М.Я., при секретаре Мариной Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева С.Н. к ООО МУК «****» о восстановлении на работе, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Николаев С.Н. обратился в суд с иском к ООО «*****» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за вынужденный прогул и компенсации морального вреда в размере **** рублей, признании договора на возмездное оказание услуг от **** года, заключенным между ним и ответчиком трудовым договором, мотивируя тем, что *****г. он был принят на работу в качестве **** разряда в ***с испытательным сроком *** месяца. По окончанию испытательного срока он продолжал работу в обычном режиме. **** ему было вручено уведомление о досрочном расторжении с ним договора.

В судебном заседании Николаев С.Н. требования поддержал по тем основаниям, которые изложены в исковом заявлении, пояснив, что с **** года он стал работать в ООО «********». Руководитель организации П. и мастер М. заверили его, что берут на работу в *** в качестве ***** с испытательным сроком ***месяца. Подписывая договор, он предполагал, что трудовые отношения заключаются на неопределенный срок, так как работодатель в договоре не указал дату окончания действия договора. По окончании испытательного срока он продолжал работать в обычном режиме - пятидневная рабочая неделя с 08 часов до 17 часов с двумя выходными днями - суббота и воскресенье. **** года его уведомили о досрочном расторжении договора на возмездное оказание услуг. Считает, что он уволен незаконно, поскольку по истечении испытательного срока он продолжил работать, следовательно, выдержал испытание.

Представитель ответчика ООО «*****» Никандров А.С. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что между ООО «******» и истцом никогда трудовой договор не заключался, приказ о его приёме на работу никогда не издавался. Все требования истца, не обоснованны, так как фактически трудовых отношений между организацией и Николаевым не было. Был заключён гражданско-правовой договор - истец выполнял задания в качестве **** то есть задания давались ежедневно, он их выполнял, и к концу месяца на основании акта выполненных работ ему выплачивалось вознаграждение за оказанную услугу.

Представитель ответчика ООО «*****» Киреева С.Н. - иск не признала, пояснив, что с Николаевым был заключён гражданско-правовой договор. Истцу давался определённый объём сварочных работ на разных объектах на период до завершения работы. Николаев получал заработную плату по ведомости за сделанную работу, а также получал вознаграждения за свою работу. Договор с истцом был расторгнут по причине того, что тот отказался выполнить распоряжение работодателя, а также её организация в работе сварщика больше не нуждалась.

Свидетель М. пояснила, что истца брали на работу на один месяц, по истечению которого с тем заключался новый договор на один месяц и т.д. Николаев выполнял электрогазосварочные работы в подвалах домов и в квартирах. Режим его работы был с 8 часов до 17 часов, с перерывом на обед с 12 до 13 часов. После планёрки мастер давал задания Николаеву, а в конце рабочего дня проверял выполненную работу. На истца вёлся табель выхода на работу. Его тарифная ставка составляла примерно **** рублей, хотя Николаеву выплачивали зарплату в размере около ****рублей, в которую входила доплата за вредность, премиальные. В процессе работы Николаев должен был соблюдать должностную инструкцию электрогазосварщика и соблюдать технику безопасности. Договор с истцом был расторгнут в связи с тем, что он отказался приварить резьбы к отрезанному им стояку. Эту работу пришлось выполнять другому сварщику. Об отказе истца от работы был составлен акт. Второй акт об отказе от работы Николаева был составлен ею за то, что тот отказался выполнить её указание - приварить защиту к двери для замка. Николаев был отстранён от работы, но продолжал находиться на рабочем месте и заниматься не порученной ему работой.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

***** между Николаевым С.Н. и ООО «*****», в лице директора П. заключён договор на возмездное оказание услуг (гражданско-правовой), согласно которому Николаев обязуется выполнить работу электрогазосварщика по обслуживанию жилищного фонда качественно и в срок, соблюдая при этом должностную инструкцию и правила по охране труда и технике безопасности. Как следует из п. **** указанного договора Николаеву выплачивается вознаграждение в размере ***** рублей, которое заказчик вправе стимулировать в виде доплат, надбавок, премий и т.д. В п. *** договора отсутствует дата окончания договора. Этим же пунктом обуславливается лонгирование договора на неопределенный срок в том случае, если по окончанию срока действия договора ни одна из сторон не заявила о его расторжении.

Как установлено в судебном заседании, после заключения договора, Николаев С.Н. с ***8, вплоть до уведомления о расторжении договора, т.е. до ****работал в ООО « *******».

Законодателем под понятием гражданско-правового договором подразумевается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданско-правовой договор в сфере труда заключается, как правило, в тех случаях, если в штатном расписании не предусмотрена должность для выполнения соответствующей работы и данная работа не является характерной и постоянной работой для лица, нуждающегося в её осуществлении. На исполнителя работы не распространяются правила внутреннего трудового распорядка, и, если иное не предусмотрено договором, исполнитель самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. При этом, как правило, работа выполняется исполнителем из своих материалов, своими силами и средствами. Он несёт ответственность за ненадлежащее качество предоставляемых им материалов и оборудования.

Гражданско-правовой договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, с момента его заключения. Договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определённого в нём момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Договор возмездного оказания услуг имеет сходство с трудовым договором, поскольку связан с выполнением определённых действий, которые согласно ст. 780 ГК РФ исполняются лично исполнителем и, как правило, не сопровождаются созданием овеществлённого результата.

Тогда как предметом трудового договора является работа (процесс труда). При этом согласно ст. ст. 56 и 57 ТК РФ работа рассматривается как исполнение трудовой функции. Работодатель заключает трудовые договоры с целью обеспечить надлежащее функционирование предприятия.

По своему существу договор на возмездное оказание услуг от **** г. фактически регулировал трудовые отношения между работодателем ООО «****» и работником Николаевым С.Н., об этом свидетельствуют следующие признаки данного договора, присущие трудовому договору:

- работник был фактически вовлечён в производственную деятельность - осуществлял работу по определенной специальности (**********), а не разовое задание работодателя;

- работник работал по графику работы ООО «*****);

- отношения сторон носили длительный характер;

- работодателем велся учёт рабочего времени;

- оплата труда производилась по тарифным почасовым расценкам, т.е. превышала вознаграждение за оказанные услуги в размере ****** рублей (указанные в договоре).

К изложенным выше выводам суд пришёл на основании показания сторон, свидетеля, так и представленных документов, в частности: табелей выхода на работу; платёжных ведомостей о выдаче зарплаты работникам ООО «****» (Николаеву С.Н. присвоен табельный номер «**»); индивидуальной карточки учёта страховых взносов; справки о заработной плате.

Таким образом, суд пришёл к выводу, что договор на возмездное оказание услуг (гражданско-правовой), заключённый *****г. между Николаевым С.Н. и ООО « *******» является трудовым договором.

Согласно ст. 58 ТК РФ если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Стороной ответчика были представлены два акта выполненных работ, датированных *****г. Согласно первому акту Николаев В.Н. (инициалы истца С.Н.) отказался приварить ***резьбы к стояку холодной воды. Из текста второго акта нельзя сделать вывод кто именно отказался от работы.

Стороны, будучи допрошенными, не отрицают факты инцидентов, имевших место ******.

Суд полагает, что фактическим основанием для расторжения договора между сторонами явилось неподчинение истца руководству.

В силу ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основанию п. 5 ст. 81 ТК РФ - неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Положениями ст.193 ТК РФ закреплено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Ни объяснений Николаева С.Н., ни соответствующих актов в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу

Таким образом, суд считает, что увольнение Николаева С.Н. носило незаконный характер, следовательно, истец должен быть восстановлен на прежнем месте работы.

Согласно ст. 394 ТК РФ - в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе. Орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула.

Размер заработной платы за время вынужденного прогула определяется судом из расчёта начисленной заработной платы за *** месяцев (с ***** года), предшествовавших увольнению, что составляет **** рублей. Учитывая, что количество рабочих дней при пятидневной рабочей неделе в этот период составило ***дней, следует, что среднедневной заработок Николаева С.Н. составлял **** рубля *****копейки. Вынужденный прогул у Николаева С.Н. имел место *******и составил **** рабочий день. Следовательно, средний заработок за время вынужденного прогула составит (*** руб. ***коп. х *** раб. дн.) = ***** рублей *** копейки без учёта установленных законом удержаний.

Суд находит обоснованным и требование о взыскании компенсации морального вреда. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Учитывая обстоятельства увольнения, суд определяет размер этой компенсации в сумме ****** рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Восстановить Николаева С.Н. на работе в должности ***** разряда в ООО «***»

Взыскать с ООО «******» в пользу Николаева С. Н.: заработную плату за время вынужденного прогула в сумме**** рублей *** копейки, компенсацию морального вреда в размере **** рублей, а всего ***** рублей ***копейки.

Взыскать с ООО «****» судебные расходы в доход государства в размере **** рублей ****копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Окуловский районный суд.

Судья: