Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Окуловка «06» сентября 2010 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Федоровой В.Ю., с участием представителя заявителя Фадеевой И.С., представителя Администрации ***** Блохиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Николаевой Д.П. об оспаривании постановления Администрации *****,
У С Т А Н О В И Л :
Николаева Д.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации ***** от ***** года № *****, которым ей, как вдове участника ВОВ отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, считает данное постановление незаконным, и просит его отменить, так как данное постановление препятствует ей получить единовременную денежную выплату, которая является одним из способов обеспечения ее жильем, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
***** года Окуловским районным судом постановлено решение по данному гражданскому делу, которое отменено кассационным определением Новгородского областного суда от ***** года и дело направлено на новое рассмотрение.
В судебное заседание заявитель Николаева Д.П. не явилась.
Представитель заявителя Фадеева И.С., участвующая в деле на основании доверенности № ***** от ***** года, уточнила заявленные требования, просила отменить пункт 1 постановления Администрации ***** от ***** года №*****, пункты 1 и 2 постановления Администрации ***** от ***** года №***** и обязать Администрацию ***** включить Николаеву Д.П. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в течение пяти дней с момента вступления решения в законную силу, а также обязать направить данный список в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что согласно заключению ***** от ***** года, моральный износ осмотренного объекта на дату осмотра значительно превышает 100%.
Представитель заинтересованного лица Администрации ***** по доверенности Блохина М.Г. с заявленными требованиями не согласилась, полагает, что постановления вынесены в соответствии с требованиями закона.
Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение или действие органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых действий или решений органов государственной власти или должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия или приняли оспариваемые решения.
В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела, установлено, что ***** года Николаева Д.П. как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в Администрацию ***** с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Постановлением Администрации ***** №***** от ***** года на основании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии, жилое помещение, расположенное по адресу: *****, в котором проживает заявитель, признано пригодным для проживания, в связи с чем, Администрацией ***** Николаевой Д.П., постановлением от ***** года №***** отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
В настоящее время постановление Администрации ***** № ***** от ***** года отменено п.2 постановления Администрации ***** №***** от ***** года, а постановление Администрации ***** №***** от ***** года отменено п.3 постановления Администрации ***** № ***** от ***** года.
Пунктом 1 постановления Администрации ***** № ***** от ***** года жилое помещение, принадлежащее Николаевой Д.П. по указанному адресу признано пригодным для проживания.
Пунктами 1 и 2 постановления Администрации ***** № ***** от ***** года Николаевой Д.П. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что ею предоставлены документы, не подтверждающие ее право быть признанной нуждающейся в жилом помещении и состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также отказано во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, на основании того, что она не относится к категории граждан, указанных в пункте 1.2. Порядка, в связи с принятием решения об отказе в признании ее нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из пунктов 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 06.05.2010 года) «О ветеранах» (далее по тексту - Закон) следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Таким образом, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законно от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Вместе с тем, в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статья 23.2 Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам и обеспечению их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.3.1 ст.23.2 названного Закона, по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилою помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1.2. Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан (далее - Порядок), утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78, право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют отдельные категории граждан, местом жительства которых является Новгородская область, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса российской Федерации члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.2.1 Порядка, для получения единовременной денежной выплаты, граждане, указанные в пункте 1.2. Порядка, предоставляют в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства следующие документы: заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к Порядку (далее заявление); копию паспорта; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к указанным в пункте 1.2. настоящего Порядка категориям граждан (удостоверения); справку с места жительства о составе семьи и занимаемой жилой площади или выписку из домовой книги; выписку (справку) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина; решение межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления (городского округа, поселения), подтверждающее проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в случае признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному в пункте 3 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; нотариально заверенную доверенность в случае представления интересов заявителя доверенным лицом.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что заявитель Николаева Д.П., согласно представленным удостоверениям, свидетельству о браке, свидетельству о смерти мужа, относится к категории граждан, которые в соответствии с п. 1.2 Порядка имеет право обратиться с заявлением на получение единовременной денежной выплаты, как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны. Кроме того, заявителем в орган местного самоуправления по месту своего жительства были представлены все необходимые документы, предоставление которых предусмотрено в п.2.1 Порядка.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно техническому паспорту квартира, в которой проживает заявитель неблагоустроенная с печным отоплением, состоит из ***** жилых комнат, кухни, прихожей, туалета, в квартире отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация.
В силу ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации ***** № ***** от ***** года создана межведомственная комиссия для определения пригодности либо непригодности к проживанию жилого помещения, в котором проживает заявитель.
В соответствии с п.43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее -Положение) при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Согласно п.45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
Согласно акту обследования жилого помещения от ***** года квартира заявителя Николаевой Д.П., признана пригодной для проживания. На основании данного акта, межведомственной комиссией Администрации ***** ***** года выдано заключение №*****, которым квартира №***** в доме №**** по ул. *****в п. ***** признана пригодной для проживания, а Администрацией ***** вынесено постановление №***** от ***** года о признании жилого дома пригодным для проживания.
В соответствии с Положением, специализированная организация обследование домов не проводила, заключение не представляла.
Таким образом, акт обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии Администрации ***** о признании вышеуказанной квартиры пригодной для проживания, составлены с нарушением требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 гола № 47.
Согласно выводам заключения Центра ***** №***** от ***** года, физический износ осмотренного объекта превышает 73%, т.е. соответствует категории технического состояния строительных конструкций и здания в целом, характеризующегося значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для нахождения людей и сохранности имущества (недопустимое состояние), моральный износ осмотренного объекта на дату осмотра значительно превышает 100%. По мнению специалиста, следует учитывать также и возраст самого здания, который на момент осмотра составил ***** лет, что на 2010 года составляет 100% от максимального срока эксплуатации основных конструктивных элементов аналогичных зданий (50 лет). (лист 34 Заключения)
Поскольку Николаева Д.П. проживает в доме ***** года постройки, капитальный ремонт в котором не проводился в установленные законом сроки, суд принимает во внимание указанное заключение специалистов и считает, что заявитель является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Достоверных доказательств обратного, суду не представлено.
Пунктом 2.3. Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано во включении в соответствующий список.
В судебном заседании установлено, что заявителем был представлен необходимый пакет документов для получения единовременной денежной выплаты, предусмотренный Порядком, каких-либо доказательств подтверждающих, что заявитель не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, кроме акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии о признании пригодным жилого помещения для проживания, которые были приняты в нарушение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 гола № 47, представителем Администрации ***** в силу статей 56 и 249 ГПК РФ, суду не представлено.
Учитывая все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявление Николаевой Д.П. с уточнениями к нему, обосновано и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, требования заявителя об обязании Администрации ***** направить данный список в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2.5, 2.6. Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, орган местного самоуправления ежегодно формирует список, который направляет в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее комитет по ЖКХ и ТЭК области), одновременно направляются учетные дела граждан.
Заявителем не представлено суду сведений и доказательств, подтверждающих нарушение его прав и свобод в этой части.
Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить частично.
Отменить пункт 1 постановления Администрации ***** от ***** года №***** о признании жилого помещения, принадлежащего Николаевой Д.П., пригодным для проживания.
Отменить пункты 1 и 2 постановления ***** от ***** года №***** об отказе Николаевой Д.П. в признании нуждающейся в жилом помещении и об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязать Администрацию ***** включить Николаеву Д.П. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Решение суда в этой части подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований Николаевой Д.П. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: