Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Окуловка «08» октября 2010 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Мартин Ю.Б., с участием представителя Администрации ***** Понамарева С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Евграфовой В.Г. об оспаривании решения Администрации ***** об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л :
Евграфова В.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации ***** от ***** года об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и соответственно о внесении в список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Не соглашаясь с данным отказом, заявитель указывает, что в настоящее время на основании ордера № ***** от ***** года она зарегистрирована и проживает по адресу: *****, в квартире, которая выделена ее супругу «Е», умершему ***** года.
По мнению заявителя, поскольку с ней не заключен договор социального найма указанного жилого помещения и проживает она в закрытом военном городке, то она может быть обеспечена жилым помещением либо получением единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» в порядке ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах Великой Отечественной войны».
В судебное заседание заявитель не явилась.
Представитель заявителя Евграфов А.И., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации ***** Понамарев С.Г. с заявлением не согласился, поддерживая позицию, изложенную в ответе Администрации от ***** года.
Свидетель «Ч» показала, что «Е» ***** года выдан ордер № ***** как участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в связи с 55-летием Победы, так как имеющуюся у них квартиру они приватизировали и продали. В этот же день с ним заключен договор найма квартиры, который является бессрочным. В настоящее время Евграфова В.Г. как наниматель проживает в данной квартире, оплачивает коммунальные услуги. Намерений выселять данную гражданку у войсковой части не имеется, равно как и оснований для выселения. Ранее Евграфов И.М. в войсковой части №***** не работал и не служил.
Суд, выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение или действие органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений органов местного самоуправления, возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения.
Из письменных материалов дела следует, что ***** года Евграфова В.Г. как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась в Администрацию **** с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, приложив копию паспорта, копию удостоверения вдовы, копию справки МСЭ, справку о регистрации, копию талона к ордеру, копию договора найма жилого помещения, копию страхового свидетельства, справку из ЕГРП, справку БТИ.
Рассмотрев данное заявление, Администрация ***** ***** года направила Евграфовой В.Г. ответ, не признав ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке ст.51 ЖК РФ, а соответственно и об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, поскольку она проживает в благоустроенной квартире общей площадью ***** кв.м. одна, что превышает минимальный размер учетной нормы площади на одного человека, установленный решением Окуловского районного Совета депутатов от 28.04.2005 года № 360.
Письменными материалам дела подтверждено и представителем Администрации ***** не оспаривался статус заявителя Евграфовой В.Г. как вдовы - лица, на которое распространяются льготы, закрепленные в Федеральном законе «О Ветеранах».
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из пунктов 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 06.05.2010 года) «О ветеранах» (далее по тексту - Закон) следует, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статья 23.2 Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам и обеспечению их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.3.1 ст.23.2 названного Закона, по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилою помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законоположение о площади предполагаемой квартиры не менее 36 кв.м., распространяется на лиц, в установленном законом порядке признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и в случае предоставления им единовременной денежной выплаты.
Согласно п.1.2. Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан (далее - Порядок), утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78, право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют отдельные категории граждан, местом жительства которых является Новгородская область, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса российской Федерации члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п.п.1,2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Заявителем Евграфовой В.Г. не оспаривается, что квартира, в которой она проживает является благоустроенной.
Как следует из показаний свидетеля «Ч», квартира по указанному адресу выделена «Е» как участнику Великой Отечественной войны и его жене Евграфовой В.Г.. Доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая спор по существу, суд также исходит из общих правил представления доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, по правилам ст.56 ГПК РФ.
Из анализа установленных обстоятельств, следует, что «Е» при жизни был обеспечен государством жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Не нарушено это право и в отношении заявителя Евграфовой В.М. - вдовы «Е», которая фактически проживает в спорной квартире.
Довод заявителя о том, что поскольку спорная квартира расположена в закрытом военном городке, в следствие чего она обладает особым статусом, свидетельствующим о нарушении ее права на улучшение жилищных условий как вдовы умершего ветерана Великой Отечественной войны не основан на установленных обстоятельствах дела.
Хотя с Евграфовой В.Г. не заключен договор социального найма в письменной форме, но она фактически его выполняет: вселилась и проживает в квартире на законных основаниях, оплачивает коммунальные услуги.
После смерти «Е» с **** года по настоящее время Войсковая часть №***** в суд с заявлением о выселении Евграфовой В.Г. не обращалась, равно как и в частном порядке к Евграфовой В.Г.. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Сведений о том, что спорная квартира является служебной, в судебное заседание не представлено, равно как и сведения об иных основаниях ее предоставления заявителю Евграфовой В.Г. в рамках ст.92 ЖК РФ.
По смыслу ст.100 ЖК РФ жилое помещение специализированного жилого фонда предоставляется во владение и пользование для временного проживания в нем (выполнения какой-либо работы, прохождения службы и т.п.).
Представителем Администрации ***** представлен договор найма жилого помещения от ***** года, заключенного между Войсковой частью №***** и «Е», согласно которого, последнему сдана в наем спорная квартира. При этом срок действия договора не указан.
В данной ситуации жилое помещение, находящееся фактически в государственной собственности, предоставлено Евграфовым не как специализированное, а в другом правовом режиме и расценивается судом как предоставленное по договору социального найма в рамках определения его понятия статьей 60 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2 ст.19 ЖК РФ государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Таким образом, спорная квартира, принадлежащая Министерству Обороны РФ, относится к государственному жилищному фонду, равно как и относилась к нему по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии со ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Так как Евграфова В.Г. проживает в квартире по договору социального найма ( в нем не указан срок действия договора), не оспаривает наличие данного договора, продолжает проживать в квартире после смерти супруга с ***** года, фактически принимая условия договора найма от ***** года, то по мнению суда она обоснованно признана не нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основан на законе вывод органа местного самоуправления и в той части, что площадь квартиры, занимаемой Евграфовой В.Г., превышает учетную норму, установленную решением Окуловского районного Совета депутатов от 28.04.2005 года № 360, размер которой составляет 14 кв.м. общей площади.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Администрацией ***** Евграфовой В.Г. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, отказано в соответствии с законом и в пределах ее полномочий.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Евграфовой В.Г. об оспаривании решения Администрации ***** об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (10 часов 00 минут 13 октября 2010 года).
Председательствующий: