РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Окуловка *** года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кондрашова А.С., при секретаре Ивановой Н.А.,
прокурора Седова Д.В.,
представителей ответчика Чумаковой В.И. и Савельевой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к «ПУ» об обязании провести аттестацию **рабочего места,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ПУ (далее Учреждение) об обязании в срок до ** года провести аттестацию ** рабочего места, указав, что в ходе проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в деятельности Учреждения, выразившиеся в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует.
Определением суда от *** г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области.
В судебном заседании Седов Д.В. поддержал исковые требования в полном объеме и просил по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать Учреждение провести аттестацию ** рабочего места в срок до ** года. Количество рабочих мест, подлежащих аттестации было определено согласно штатного расписания Учреждения.
Представители ответчика Учреждения Чумакова В.И. и Савельева Г.В. иск признали в части требований о проведении аттестации рабочих мест по указанным в иске основаниям. Однако, не согласились с количеством рабочих мест, подлежащих аттестации, и со сроками проведения аттестации, указанными в иске. В обоснование позиции показали, что в Учреждении имеется ряд аналогичных рабочих мест, где на одном рабочем месте осуществляют трудовые функции несколько работников. В настоящее время руководством Учреждения определено лишь ** рабочих мест, подлежащих аттестации. Ранее аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении не проводилась и не может быть проведена в ближайшие сроки по причине отсутствия финансовых средств для привлечения аттестующей организации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился. Третьим лицом представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).
В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников
сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 10 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда, и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таким образом, признание иска ответчиком в части обязанности проведения аттестации имеющихся в Учреждении рабочих мест основано на требованиях закона, и суд считает возможным принять признание иска ответчиком в данной части.
Разрешая спор о сроках проведения аттестации, суд исходит из следующего:
Судом из материалов дела и объяснений представителей ответчика бесспорно установлено, что в ПУ аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена и не проводилась ранее.
По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований норм действующего законодательства.
Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил суд считает, что срок, заявленный в иске, является обоснованным и достаточным для проведения аттестации.
Разрешая спор о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, суд исходит из следующего: в соответствии с подпунктом 3 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.
Таким образом, вопрос перечня и количества рабочих мест, а также аналогичных рабочих мест, подлежащих аттестации, относится к исключительной компетенции аттестационной комиссии.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени аттестационная комиссия ответчиком не создавалась, перечень и количество рабочих мест в Учреждении, подлежащих аттестации, в порядке, установленном законом, не определялись.
Прокурор не наделен законом полномочиями самостоятельно определять перечень и количество рабочих мест в той или иной организации.
Доводы истца о том, что количество рабочих мест Учреждения-ответчика, подлежащих аттестации, равно количеству должностей, предусмотренных штатным расписанием, не основаны на законе.
В связи с изложенным требования прокурора об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест в части их количества (** рабочее место) удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора, поданный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в части.
Обязать ПУ в срок до *** года в установленном законом порядке создать аттестационную комиссию с целью определения полного перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и обязать провести аттестацию рабочих мест согласно данного перечня.
В остальной части исковых требований прокурору отказать.
Взыскать с ПУ в доход местного бюджета госпошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий А.С.Кондрашов
Мотивированное решение суда изготовлено ** года в ** часов.