Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** года г. Окуловка.
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Трофимова С.Н., при секретаре Митрика З.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окуловского района к школе *** об обязании проведения аттестации рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Окуловского района обратился в суд с иском к школе *** о проведении аттестации рабочих мест по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения работодателем законодательства Российской Федерации об охране труда установлено, что согласно штатному расписанию учреждение имеет рабочие места, однако их аттестация по условиям труда не проведена, сертификат соответствия организации по охране труда отсутствует. Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, организовывать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильное применение работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года №569. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет, а вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатации. Неисполнение работодателем обязанности по аттестации рабочих мест создает угрозу жизни и здоровью работников, нарушает их права на обладание достоверной информацией о вредных факторах их деятельности, о необходимых средствах индивидуальной защиты, которые способны уменьшить или предотвратить вред здоровью.
Определением суда от *** г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечена Администрация ***.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме и просил по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать Учреждение провести аттестацию 82 рабочих мест в срок до *** года, указанное количество рабочих мест, подлежащих аттестации было определено согласно штатного расписания школы.
Представитель ответчика иск в части аттестации 82 рабочих мест не признала, поскольку по ее сведениям необходимо провести аттестацию 65 рабочих мест, а также не согласилась со сроками проведения аттестации, поскольку считает, что из-за отсутствия финансирования невозможно будет провести аттестацию в указанные прокурором сроки.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержала позицию ответчика.
Суд, заслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные материал дела, приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).
В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 10 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда, и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Судом установлено, что в школе *** аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена и не проводилась ранее, что в судебном заседании не оспаривалось представителем ответчика.
По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда. Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований норм действующего законодательства.
В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил, суд считает, что срок, заявленный в иске для выполнения указанных требований, является небольшим. Кроме этого суд учитывает и то обстоятельство, что количество рабочих мест, которые могут подлежать аттестации является самым большим среди образовательных учреждений района с учетом филиалов начальных школ и детских садов в ***, на что потребуются значительные финансовые средства, которых в настоящее время нет в учреждении и Администрации ***, что дает суду основания установить срок исполнения решения суда на более поздний период, а именно до *** года.
Разрешая спор о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, суд исходит из следующего: в соответствии с подпунктом 3 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.
Таким образом, вопрос перечня и количества рабочих мест, а также аналогичных рабочих мест, подлежащих аттестации, относится к исключительной компетенции аттестационной комиссии.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени аттестационная комиссия ответчиком не создавалась, перечень и количество рабочих мест в Учреждении, подлежащих аттестации, в порядке, установленном законом, не определялись.
Прокурор не наделен законом полномочиями самостоятельно определять перечень и количество рабочих мест в той или иной организации.
Доводы истца о том, что количество рабочих мест Учреждения-ответчика, подлежащих аттестации, равно количеству должностей, предусмотренных штатным расписанием, не основаны на законе.
В связи с изложенным, требования прокурора Окуловского района об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест в части их количества (82 рабочих мест) удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Окуловского района Новгородской области, поданный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать школу *** в срок до *** года в установленном законом порядке создать аттестационную комиссию с целью определения полного перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и обязать провести аттестацию рабочих мест согласно данного перечня.
В остальной части исковых требований прокурору Окуловского района Новгородской области отказать.
Взыскать со школы *** в доход местного бюджета госпошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: