Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Окуловка «25» февраля 2011 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,
при секретаре Андреевой Ю.Е.,
с участием *** прокурора *** Седова Д.В.,
представителя ответчика Пумпутис Н.А.,
представителя третьего лица Лошмановой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к *** *** *** *** учреждению ***** № ** **** *** об обязании провести аттестацию рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор *** обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к *** *** *** *** учреждению **** № ** **** *** (далее - Учреждение) об обязании в срок до **** года провести аттестацию ** рабочих мест, указав, что в ходе проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой *** выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в деятельности Учреждения, выразившиеся в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует.
Определением суда от 28 января 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет ****** и Государственная инспекция труда ****.
В судебном заседании *** прокурора *** Седов Д.В., исковые требования поддержал в полном объеме и просил по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать Учреждение провести аттестацию ** рабочих мест в срок до *** года. Количество рабочих мест, подлежащих аттестации было определено согласно штатному расписанию Учреждения.
Представитель ответчика Учреждения Пумпутис Н.А., иск признала, однако показала, что не согласна с количеством рабочих мест, подлежащих аттестации, и со сроками проведения аттестации, указанными в иске. В обоснование позиции показала, что точное количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не известно, поскольку в Учреждении имеется ряд аналогичных рабочих мест, а также рабочие места, где осуществляют трудовые функции несколько работников. Ранее аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении не проводилась. Считает сроки проведения аттестации, указанные в иске, недостаточными из-за отсутствия финансирования на эти цели.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Комитета ***** Лошманова Л.Н., поддержала позицию ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Государственной инспекции труда ****, в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие, полагает, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Государственной инспекции труда ****.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).
В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569.
Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работниковсертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 10 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда, и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами ****У *** № ** **** зарегистрировано в качестве юридического лица.
Судом из материалов дела и объяснений представителя ответчика также бесспорно установлено, что ****У **** № ** **** аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена и не проводилась ранее.
В соответствии с положениями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таким образом, признание иска ответчиком в части обязанности проведения аттестации имеющихся в Учреждении рабочих мест основано на требованиях закона, и суд считает возможным принять признание иска ответчиком в данной части.
Разрешая спор о сроках проведения аттестации, суд исходит из того, чтопо смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Следовательно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда обуславливает нарушение требований вышеприведенных норм действующего законодательства.
Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил, суд считает, что срок, заявленный в иске, является обоснованным и достаточным для проведения аттестации.
Разрешая спор о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, суд учитывает, что в соответствии с подпунктом 3 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.
Таким образом, вопрос перечня и количества рабочих мест, а также аналогичных рабочих мест, подлежащих аттестации, относится к исключительной компетенции аттестационной комиссии.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени аттестационная комиссия ответчиком не создавалась, перечень и количество рабочих мест в Учреждении, подлежащих аттестации, в порядке, установленном законом, не определялись.
Доводы истца о том, что количество рабочих мест Учреждения-ответчика, подлежащих аттестации, равно количеству должностей, предусмотренных штатным расписанием, не основаны на законе.
Прокурор не наделен законом полномочиями, самостоятельно определять перечень и количество рабочих мест в той или иной организации, поэтому суд считает, что требований прокурора в части определения количества рабочих мест, а именно ** рабочих мест, подлежащих аттестации, удовлетворению не подлежат.
Так как решение состоялось в пользу истца, то в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме *** рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к *** *** *** *** учреждению **** № ** **** *** об обязании провести аттестацию рабочих мест, удовлетворить частично.
Обязать *** *** *** *** учреждение **** № ** **** *** в срок до **** года в установленном законом порядке создать аттестационную комиссию с целью определения полного перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и обязать провести аттестацию рабочих мест согласно данному перечню.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору ****, отказать.
Взыскать с *** *** *** *** учреждения **** № ** **** *** в доход местного бюджета госпошлину в размере *** (**) рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (01 марта 2011 года).
Председательствующий: Е.Н. Семичева