Решение по делу



Дело № 2-119 /2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Окуловка «17» февраля 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Мартин Ю.Б., с участием помощника прокурора ***** Седова Д.В., представителя ответчика Казначеевой О.Н., третьего лица Лошмановой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора ***** в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «*****» об обязании провести аттестацию 10 рабочих мест,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ***** обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «*****» (далее Учреждение) об обязании провести аттестацию 10 рабочих мест, указав, что в ходе проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой ***** района выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации в деятельности Учреждения, выразившиеся в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует.

Определением суда от ***** года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет образования *****.

В судебном заседании помощник прокурора ***** Седов Д.В. поддерживал исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям, мотивируя тем, что количество рабочих мест, подлежащих аттестации было определено согласно штатного расписания Учреждения на момент проверки.

Представитель ответчика Учреждения Казначеева О.Н. иск признала по существу, однако пояснила, что точное количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не известно, поскольку в Учреждении имеется ряд аналогичных рабочих мест, а также рабочие места, где осуществляют трудовые функции несколько работников. Ранее аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении проводилась, но без привлечения специализированного органа. Кроме того, постановлением Администрации ***** от ***** года №***** ликвидировано Учреждение и создано муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Д», при этом новые Уставы до настоящего времени не утверждены, планируется изменение штатного расписания, что соответственно может быть основанием для изменения количества рабочих мест.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета образования ***** Лошманова Л.Н. поддержала позицию ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).

В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569.Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).

Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 10 названного Порядка).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям труда, и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).

В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Таким образом, требования прокурора в части обязанности проведения аттестации имеющихся в Учреждении рабочих мест основано на требованиях закона.

Из письменных материалов дела следует, что Учреждением проведена аттестация рабочих мест, но без привлечения соответствующей организации.

По смыслу законодательных актов, регулирующих сферу трудовых правоотношений, аттестация рабочих мест должна быть проведена работодателем незамедлительно с начала работы организации с целью создания безопасных и комфортных условий труда каждому работнику, для исключения возникновения внештатных ситуаций, связанных с массовыми заболеваниями сотрудников, получением работниками производственных травм. В противном случае работодатель не исполнит свою основную обязанность по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.

Следовательно, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда ненадлежащим образом, влечет нарушение требований норм действующего законодательства.

Оценив собранные по делу доказательства и учитывая, что аттестацию рабочих мест работодатель обязан проводить в кратчайшие сроки, однако с соблюдением установленных требований и правил, суд считает, что срок, заявленный в иске, является обоснованным и достаточным для проведения аттестации.

Разрешая спор о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, суд исходит из следующего: в соответствии с п.п.3 п.11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.

Таким образом, вопрос перечня и количества рабочих мест, а также аналогичных рабочих мест, подлежащих аттестации, относится к исключительной компетенции аттестационной комиссии.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени аттестационная комиссия ответчиком не создавалась, перечень и количество рабочих мест в Учреждении, подлежащих аттестации, в порядке, установленном законом, не определялись.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Окуловского района об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест в части их количества (10 рабочих мест) удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора *****, поданный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «*****» в установленном законом порядке создать аттестационную комиссию с целью определения полного перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и обязать провести аттестацию рабочих мест согласно данного перечня в срок до *****..

В остальной части исковых требований прокурору *****- отказать.

Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «*****» в доход бюджета Окуловского муниципального района судебные расходы в размере ***** рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения (15 часов 00 минут 22 февраля 2011 года).

Председательствующий: Н.В. Новикова