Дело № ----------
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Окуловка ________2011 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семёнова Д.А., при секретаре Нестеровой М.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Окуловского района Седова Д.В., представителя ответчика - директора Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № *** Бубнова Н.С., представителя третьего лица Комитета образования *** области Лошмановой Л.Н.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окуловского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе №*** об обязании провести аттестацию рабочих мест,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Окуловского района Новгородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МАОУ СОШ №*** (далее Учреждение) об обязании в срок до 01 сентября 2011 года провести аттестацию 73 рабочих мест и получить сертификат безопасности, по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения работодателями законодательства Российской Федерации об охране труда прокуратурой Окуловского района выявлены нарушения требований трудового законодательства Российской Федерации в деятельности Учреждения - согласно штатному расписанию учреждение имеет 73 рабочих места, однако их аттестация по условиям труда не проведена, сертификат соответствия организации работ по охране труда (сертификат безопасности) отсутствует.
Определением суда от 01 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет образования Администрации *** района.
В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. поддержал исковые требования в полном объёме и просил по основаниям, изложенным в исковом заявлении обязать Учреждение провести аттестацию 73 рабочих мест в срок до 01 сентября 2011 года.
Представитель ответчика Учреждения Бубнов Н.С. иск признал, пояснив, что аттестация рабочих мест по условиям труда в Учреждении не проводилась по причине отсутствия специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест и отсутствием финансовых средств для привлечения аттестующей организации. Точное количество рабочих мест, подлежащих аттестации подлежит уточнению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет образования *** области в лице Лошмановой Л.Н., действующей на основании доверенности № *** от ***.2011 года иск полагала обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статьи 6 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 210 ТК РФ предусматривает, что установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (статья 209 Трудового кодекса РФ).
В силу прямого указания статьи 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569.Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации и других целей.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункты 1, 4, 5, 9 названного Порядка).
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда (пункт 10 названного Порядка).
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего, в том числе карты аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда, и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет соответствующие документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункты 45,46 названного Порядка).
В соответствии с положениями ст.22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечиватьбезопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таким образом, признание иска ответчиком в части обязанности проведения аттестации имеющихся в Учреждении рабочих мест основано на требованиях закона, и суд считает возможным принять признание иска ответчиком в данной части.
Разрешая спор о количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, суд исходит из следующего: в соответствии с подпунктом 3 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда.
Таким образом, вопрос перечня и количества рабочих мест, а также аналогичных рабочих мест, подлежащих аттестации, относится к исключительной компетенции аттестационной комиссии.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени аттестационная комиссия ответчиком не создавалась, перечень и количество рабочих мест в Учреждении, подлежащих аттестации, в порядке, установленном законом, не определялись.
Прокурор не наделен законом полномочиями самостоятельно определять перечень и количество рабочих мест в той или иной организации.
Доводы истца о том, что количество рабочих мест Учреждения-ответчика, подлежащих аттестации, равно количеству должностей, предусмотренных штатным расписанием, не основаны на законе.
В связи с изложенным требования прокурора Окуловского района об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест в части их количества (73 рабочих мест) удовлетворению не подлежат.
Так как решение состоялось в пользу истца, то в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Окуловского района Новгородской области, поданный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в части.
Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № *** в срок до 01 сентября 2011 года в установленном законом порядке создать аттестационную комиссию с целью определения полного перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и обязать провести аттестацию рабочих мест согласно данному перечню.
В остальной части исковых требований прокурору Окуловского района Новгородской области отказать.
Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школе № *** в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Председательствующий Д.А. Семёнов