Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка 27 апреля 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кондрашова А.С., при секретаре Ивановой Н.А., с участием представителя истца Никифоровой Е.И., представителя Администрации Окуловского городского поселения Майковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Никитиной К. А. о признании незаконным постановления Администрации *** и понуждении ответчика предоставить жилое помещении или выплатить единовременную денежную компенсацию на строительство и приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Никитина К.А. обратилась в суд с иском об оспаривании постановления Администрации *** от *** года № ***, которым она была исключена из списка нуждающихся в жилом помещении и понуждении ответчика предоставить ей как ветерану ВОВ жилое помещение или выплатить единовременную денежную компенсацию на строительство и приобретение жилого помещения.

В судебное заседание заявитель Никитина К.А. не явилась, просила рассмотреть дело без её участия в присутствии её доверенного лица Никифоровой Е.И..

В судебном заседании представитель истца Никифорова Е.И., уточнила заявленные требования, просила отменить постановление Администрации *** от *** года № ***, которым Никитиной К.А. фактически было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, постановление Администрации *** от *** года № *** об отказе в признании занимаемого Никитиной К.А. по договору найма жилого помещения непригодным для проживания, и обязать Администрацию *** включить Никитину К.А. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В обоснование требований Никифорова Е.И. показала, что её *** Никитина К.А. является ветераном ВОВ, проживает к квартире, не соответствующей техническим требованиям. Квартира снабжена местной канализацией (септик), в ней отсутствует водоснабжение, а, кроме того, полы квартиры находятся в аварийном состоянии. Считает отказ органа исполнительной власти в признании Никитиной К.А. нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Представитель ответчика Администрации *** по доверенности Майкова Е.А. с заявленными требованиями согласилась, показала, что Никитина К.А. как ветеран ВОВ имеет право на обеспечение жильем в соответствии с установленными техническими требованиями и нормами.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела, установлено, что *** года Никитина К.А. обратилась в Администрацию *** с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Постановлением Администрации *** № ** от *** года Никитина К.А. была признана нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 51 ЖК РФ и ст. 15 Федерального закона «О ветеранах». *** года постановлением Администрации *** ранее принятое постановление № *** было отменено. Основания для отмены в постановлении указаны п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и постановление Администрации *** от *** года «Об утверждении Порядка предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан». *** года постановлением Администрации *** № *** было отказано в признании квартиры № **, расположенной по адресу: гор***, где проживает истица, непригодной для проживания. Основанием для данного решения явилось заключение *** комиссии *** поселения от *** года.

Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьёй 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, в том числе пунктом 3 ч. 1 указанной статьи предусмотрено, что участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пп. «в» п. 1 статьи 2 названного Закона к участникам Великой Отечественной войны относятся лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.

Статья 23.2 Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам и обеспечению их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно удостоверения серии *** № *** Никитина К.А. состояла на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии в годы ВОВ. Следовательно, Никитина К.А. имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для участников ВОВ, в том числе на обеспечении её жильем при условии нуждаемости.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно техническому паспорту квартира, в которой проживает истица, неблагоустроенная с печным отоплением, расположена на первом этаже дома, состоит из двух жилых комнат, кухни, прихожей, туалета, в квартире отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация.

Согласно акту обследования жилого помещения от **** года квартира, где проживает Никитина К.А., соответствует по своему техническому состоянию установленным требованиям. Заключением *** комиссии Администрации *** *** года квартира признана пригодной для проживания при условии проведения капитального ремонта деревянных полов в прихожей и в кухне.

Вместе с тем, в соответствии с п.43 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее -Положение), при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Согласно п.45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

При обследовании жилого помещения Никитиной К.А. *** комиссией Администрации *** специализированная организация для участия в обследовании не привлекалась.

Таким образом, акт обследования жилого помещения и заключение *** комиссии Администрации *** о признании вышеуказанной квартиры пригодной для проживания, составлены с нарушением требований Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 гола № 47.

Из заключения судебной строительной экспертизы, проведенной по определению суда ООО «Н», следует, что жилой дом, в котором расположена квартира Никитиной К.А. построен в *** году, капитальный ремонт не производился, нормативные сроки эксплуатации конструктивных элементов истекли или истекают в следующем году. Техническое состояние дома, как и состояние квартиры в целом оценивается как неудовлетворительное. Квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: полы квартиры в связи с физическим износом в процессе эксплуатации находятся в ветхом (аварийном) состоянии, частично обрушены, имеется опасность дальнейшего обрушения, риск получения травм жильцами. Эксплуатация квартиры возможна лишь при условии капитального ремонта.

С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу, что имеются основания, для признания Никитиной К.А. нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Постановления Администрации *** от *** года № *** и от *** года № *** приняты без учета особенностей и технического состояния жилья Никитиной К.А. и подлежат отмене.

Рассматривая требования Никитиной К.А. о понуждении Администрации ** предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, суд исходит из следующего: согласно п.3.1 ст.23.2 Федерального Закона «О ветеранах», по письменным заявлениям граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилою помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья *** квадратных метров и средней рыночной стоимости *** квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Администрации *** от *** года утвержден порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, где предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Среди прочих такое право имеют участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", местом жительства которых является Новгородская область, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Для получения единовременной денежной выплаты, указанные граждане обязаны предоставить в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства документы, перечень которых определен, в том числе заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1.

Таким образом, основанием для выплаты единовременной денежной компенсации замен предоставления жилья является письменное заявление гражданина, имеющего право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что истец Никитина К.А. с подобным заявлением в Администрацию *** не обращалась, а, следовательно, у ответчика отсутствовали и отсутствуют на настоящее время основания для включения Никитиной К.А. в список граждан на получение единовременной выплаты.

С учетом этого, суд считает требования Никитиной К.А. в данной части не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить частично.

Отменить постановление Администрации ** от ** года № ** об отмене постановления Администрации ** от *** года № *** «О признании граждан, нуждающимися в жилых помещениях», которым Никитина К. А. была признана нуждающейся в жилом помещении.

Отменить постановление Администрации ***от *** года № *** об отказе в признании квартиры № **, расположенной по адресу: ***, непригодной для проживания.

Обязать Администрацию *** признать Никитину К. А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение суда в этой части подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований Никитиной К.А. отказать.

Взыскать с Администрации ** в пользу Никитиной К.А. судебные расходы по оплате за проведение судебной строительной экспертизы в сумме ****.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.

Председательствующий: А.С.Кондрашов