Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Окуловка 28 апреля 2011 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кондрашова А.С., при секретаре Ивановой Н.А., с участием истца Наумовой В.А., представителя истца адвоката Ионова П.М., представителя Администрации Кузьмина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Наумовой В. А. о признании незаконным постановления Администрации и понуждении ответчика признать её нуждающейся в жилом помещении и включить в областной сводный список граждан изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Наумова В.А. обратилась в суд с иском об оспаривании постановления Администрации от *** года № ***, которым ей было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, и отказано во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, и понуждении ответчика признать её нуждающейся в жилом помещении и включить в указанный список как вдову инвалида ВОВ.
В судебном заседании истица Наумова В.А. и её представитель Ионов П.М. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца Ионов П.М. показал, что Наумова В.А. является *** ВОВ, имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета, проживает в доме, не соответствующем техническим требованиям, который находится в аварийном состоянии. Однако заключением *** комиссии Администрации её дом был признан пригодным для проживания, в связи с чем Наумовой В.А. было отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении, и было отказано в единовременной денежной выплате на строительство или приобретение жилья.
Представитель ответчика Администрации Кузьмин А.Н. сзаявленными требованиями согласился и показал, что Наумова В.А. как *** ВОВ имеет право на обеспечение жильем в соответствии с установленными техническими требованиями и нормами.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела, установлено, что в *** года Наумова В.А. обратилась в Администрацию с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении её в список граждан, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», и изъявила желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. Постановлением Администрации № *** от *** года ей было отказано по обоим пунктам заявления. Основанием для отказа в постановлении указаны п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. 1.2, абз. 2 п.2.3 «Порядка предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», утвержденного постановлением Администрации от *** года. Как установлено, основанием принятого решения послужил тот факт, что Наумова В.А. имеет в собственности жилой дом, соответствующий требованиям по норме жилой площади, который заключением *** комиссии Администрации от *** года был признан пригодным для проживания.
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьёй 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны. В том числе пунктом 4 ч. 1 и ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак, при условии нуждаемости в жилом помещении, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении умершего, получения пенсии или заработной платы по случаю потери кормильца.
Статья 23.2 Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам и обеспечению их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно удостоверения серии ** № *** Н.В.А. имеет право на льготы, установленные статьёй 21 Федерального закона «О ветеранах», как *** ВОВ. После смерти *** Н.Н.В. (*** ВОВ) истица в повторный брак не ступила. Следовательно, Наумова В.А. при условии нуждаемости имеет право на обеспечение её за счет средств федерального бюджета жильём, отвечающим по своему техническому, гигиеническому и санитарному состоянию установленным требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно техническому паспорту дом, принадлежащий Наумовой В.А. и в котором она проживает, построен в *** году, имеет печное отопление. Канализация, холодное и горячее водоснабжение в доме отсутствуют.
Согласно заключения **** комиссии Администрации **** № ** от **** года дом Наумовой В.А. по своему техническому состоянию признан пригодным для проживания, что оспаривается истицей.
В соответствии с п.43 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее - Положение), при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Согласно п.45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
При обследовании жилого помещения *** комиссией Администрации специализированная организация для участия в обследовании не привлекалась.
Таким образом, заключение *** комиссии Администрации о признании жилого помещения пригодным для проживания принято с нарушением требований Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 гола № 47.
Из заключения судебной строительной экспертизы, проведенной по определению суда ООО «Н», следует, что жилой дом, принадлежащий Наумовой В.А., построен в ** году. Его физический износ составляет ** %, износ несущих конструкций составляет *** %. Техническое состояние дома оценивается как ветхое. Дом имеет значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций стен и подвального перекрытия, состояние которых можно признать опасным, имеются нарушения санитарно-гигиенических условий проживания. Эксплуатация конструктивных элементов жилого дома возможна лишь при условии значительного капитального ремонта, в случае проведения которого с устранением морального износа, стоимость работ будет соизмерима со стоимостью затрат на возведение нового аналогичного здания.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу, что имеются основания, для признания Наумовой В.А. нуждающейся в жилом помещении на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Постановление Администрации от *** года № ** принято без учета особенностей и технического состояния жилья Наумовой В.А. и подлежит отмене.
Согласно п.3.1 ст.23.2 Федерального Закона «О ветеранах», по письменным заявлениям граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилою помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья ** квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации от *** года утвержден порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, где предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Среди прочих такое право имеют супруг (супруга) умерших инвалидов Великой Отечественной войны, местом жительства которых является Новгородская область, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Для получения единовременной денежной выплаты, указанные граждане обязаны предоставить в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства документы, перечень которых определен, в том числе заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1.
В судебном заседании установлено, что истец Наумова В.А. в ***года обратилась с подобным заявлением в Администрацию, что являлось основанием для включения её в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
С учетом этого, суд считает требования Наумовой В.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы, понесенные судом на проведение судебной строительной экспертизы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отменить постановление Администрации от ** года № *** об отказе в признании Наумовой В. А. нуждающейся в жилом помещении и отказе во включении её в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязать Администрацию признать Наумову В. А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включить Наумову В. А. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Решение суда в этой части подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
Взыскать с Администрации в доход федерального бюджета судебные расходы по оплате за проведение судебной строительной экспертизы в сумме **** рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.
Председательствующий: А.С.Кондрашов