Дело 2-294/ 2011
Решение
Именем Российской Федерации
П. Крестцы 4 мая 2011 года
Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием
Заместителя прокурора Крестецкого района Новгородской области Образцовой О.С.,
Представителя ответчика МУ «Крестецкая центральная районная больница» - главного врача Сапегиной Л.В., действующей без доверенности как руководитель организации,
Представителей третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреева Р.С. и государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Гуричева И.Н., представившие доверенности от 26 апреля 2011 года,
Представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по НО Григорьевой Т.О., представившей доверенность от 12 апреля 2011 года,
при секретаре Юркив А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Крестецкого района к ММУ «Крестецкая центральная районная больница» о возложении обязанности совершить определенные действия.
У с т а н о в и л :
Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к ММУ «Крестецкая центральная районная больница» о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований. В исковом заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований в зданиях и помещениях больницы: в здании стоматологической поликлиники на окнах установлены глухие решетки, на путях эвакуации двери открываются не по направлению выхода из здания, в здании поликлиники на первом этаже используется электропроводка с поврежденной изоляцией, в помещениях терапевтического отделения находится линолеум, на который отсутствуют сертификаты пожарной безопасности, палаты терапевтического отделения, туалеты гинекологического отделения, рентгенкабинет не оборудованы горячим водоснабжением, на лампах выборочно не установлены сплошные (закрытые) рассеиватели, контейнеры для сбора отходов установлены менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и менее чем в 100 метрах от пищеблока, контейнерные площадки не защищены от постороннего доступа, не оборудованы ограждениями и навесами, не организовано надлежащее хранение отходов класса «б» до их передачи специализированной организации. Вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, поэтому подлежат устранению путем возложения на ответчика обязанности совершить действия по устранению этих нарушений.
В письменном отзыве на исковое заявление ММУ «Крестецкая центральная районная больница» указало, что по мере наличия денежных средств учреждением проводятся работы по устранению нарушений правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических правил. В этом году запланирована реконструкция решеток и замена дверей в стоматологической поликлинике. Ведутся работы по замене электропроводки и светильников в здании поликлиники. Линолеум в терапевтическом отделении укладывался в 1993 году еще до появления требований о предоставлении сертификатов пожарной безопасности. Для функционирования горячего водоснабжения в терапевтическом корпусе не хватает мощностей электросетей, поэтому требуется замена всех электросетей. Централизованное горячее водоснабжение отсутствует, поэтому устранение этого нарушения в установленный срок невозможно. Контейнеры для сбора отходов из-за того, что больничные корпуса находятся на всей территории, не могут быть установлены таким образом, чтобы было соблюдено требуемое расстояние. Для этого их надо выносить за территорию больницы. В зданиях больницы отсутствуют свободные помещения, которые могли бы бить приспособлены для временного хранения отходов.
В судебном заседании заместитель прокурора Крестецкого района Образцова О.С. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, заявленные исковые требования поддержала.
Представители третьего лица ГУ МЧС РФ по НО Андреев Р.С. и Гуричев И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по НО Григорьева Т.О. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МУ «Крестецкая центральная районная больница» Сапегиной Л.В. исковые требования прокурора в целом признала, признала факт наличия обстоятельств, указанных в исковом заявлении, но пояснила, что для устранения части выявленных нарушений необходимо производство ремонта в помещениях в целом (замена линолеума, ремонт электропроводки), который планируется, но требует больших финансовых средств. Для функционирования горячего водоснабжения не хватает мощностей электросетей и если его установить, его невозможно будет эксплуатировать, поскольку требуется ремонт всех электросетей. Централизованное горячее водоснабжение отсутствует. Контейнеры для сбора отходов из-за того, что больничные корпуса находятся на всей территории, не могут быть установлены таким образом, чтобы было соблюдено требуемое расстояние. Для этого их надо выносить за территорию больницы.
Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» от 30 января 2003 года (пункт 8) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций рассматриваются по правилам искового производства, поэтому настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) - работников и проходящих в ММУ «Крестецкая центральная районная больница» курс лечения пациентов, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиям пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1). Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности (статья 37 часть 2), при этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (статья 37 часть 3).
Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), наряду с этими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (пункт 10).
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что в зданиях и помещениях ММУ «Крестецкая центральная районная больница», расположенных в п. Крестцы, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года,
Суд полагает доказанным факт наличия следующих нарушений требований пожарной безопасности.
В здании стоматологической поликлиники, расположенном в п. Крестцы ул. Валдайская дом 4, на окнах установлены глухие решетки, на путях эвакуации из общего коридора (южная сторона) двери открываются не по направлению выхода из здания (пункт 52 ППБ 01-03, пункт 6.17 СНиП 21-01-97).
В здании поликлиники, расположенном по ул. Гагарина дом 2, в общем коридоре первого этажа используется электропроводка с поврежденной изоляцией (пункт 60 ППБ 01-03).
В помещениях терапевтического отделения, расположенного в п. Крестцы ул. Соколова 17, в общих коридорах используется линолеум, на который отсутствуют сертификаты пожарной безопасности (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.25 СНиП 21-01-97).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года, все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением (пункт 5.1), во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, в палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование (пункт 5.5), светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями (пункт 7.8), на территории хозяйственной зоны ЛПО на расстоянии не менее 25 м. от окон размещают контейнерную площадку для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы, контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес (пункт 2.17).
Данные требования СанПиН 2.1.3.2630-10 ММУ «Крестецкая центральная районная больница» были нарушены.
Суд полагает доказанным, что в здании терапевтического отделения в п. Крестцы (…) палаты терапевтического отделения, туалеты гинекологического отделения, рентгенкабинет не оборудованы горячим водоснабжением, в зданиях больницы (…) на лампах выборочно в терапевтическом отделении, стоматологической поликлинике и амбулаторно-поликлиническом отделении не установлены сплошные (закрытые) рассеиватели, контейнеры для сбора отходов установлены менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов, контейнерные площадки не защищены от постороннего доступа, не оборудованы ограждениями и навесами.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений (отходов здравоохранения)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 года открытая площадка для установки контейнеров должна иметь асфальтированную поверхность и быть удобной для подъезда автотранспорта и проведения погрузочно-разгрузочных работ, открытые площадки для установки контейнеров располагаются не менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и не менее 100 метрах от пищеблоков (пункт 7.9), сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры, контейнеры для сбора отходов разных классов должны обладать легко различимыми отличиями, контейнеры для сбора отходов одного класса должны быть полностью идентичны (пункт 7.5), контейнеры для сбора отходов классов «А», «Б», «Г» располагаются на открытой площадке или в изолированном помещении медицинского корпуса, к помещениям корпуса, в которых располагаются контейнеры с отходами, предъявляются специальные требования (пункт 7.7.).
В настоящее время СанПиН 2.1.7.728-99 с 8 апреля 2011 года утратил силу в связи с введением в действие СанПиН 2.1.7.2790-10.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 года, контейнеры с отходами класса «А» хранятся на специальной площадке, контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м. от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие, площадка должна быть ограждена (пункт 6.5), накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов «Б» и «В» осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц, в небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов «Б» и «В» в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование) (пункт 6.4).
Тем самым, СанПиН 2.1.7.2790-10 изменил ранее установленные СанПиН 2.1.7.728-99 требования к хранению медицинских отходов, в частности, расстояние для установки контейнеров с отходами класса «А» определено не менее 25 метров как от лечебных корпусов, так и от пищеблока (ранее от пищеблока не менее 100 метров), а накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов «Б» должно осуществляться раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц, то есть они не могут храниться на контейнерных площадках, а должны храниться в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц.
Указанные требования СанПиН 2.1.7.2790-10. ММУ «Крестецкая центральная районная больница» были нарушены.
Суд полагает доказанным, что контейнерная площадка для контейнеров с отходами класса «А» расположена на территории больницы менее чем в 25 метрах от лечебных корпусов и пищеблока, не оборудована ограждением, накопление и временное хранение необеззараженных отходов класса «Б» осуществляется в подсобном помещении на первом этаже здания поликлиники, а не в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются справками прокуратуры, органов пожарного надзора и органов Роспотребнадзора, пояснениями участвующих по делу лиц и не отрицались представителем ММУ «Крестецкая центральная районная больница» в судебном заседании.
Из представленных материалов следует, что здания больницы, в которых выявлены указанные нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, переданы ММУ «Крестецкая центральная районная больница» на праве оперативного управление.
В связи с этим следует прийти к выводу, что именно ответчик ММУ «Крестецкая центральная районная больница» должно обеспечивать своевременное выполнение правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно Уставу ММУ «Крестецкая центральная районная больница» данное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет бюджета на основании сметы, средств фонда обязательного страхования и иных источников в соответствии с законом (пункт 1.2), финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов (пункт 4.10).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик ММУ «Крестецкая центральная районная больница» будучи обязано соблюдать установленные требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические требования, данную обязанность не выполняло, что выразилось в том, что в находящихся в его оперативном управлении зданиях и помещениях были выявлены указанные нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
Ссылку ответчика на отсутствие финансовых средств как причину нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований суд признает неубедительной, поскольку выполнение требований закона никак не связано с наличием или отсутствием финансовых средств и не состоит с ним в какой-либо зависимости, требования закона в любом случае являются обязательными, в связи с чем отсутствие финансовых средств не может быть признано уважительной причиной невыполнения возложенной законом обязанности по выполнению требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
В связи с этим суд приходит к выводу, что обязанность устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена на ММУ «Крестецкая центральная районная больница».
В силу статьи 120 часть 2 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом.
В исковом заявлении прокурор Крестецкого района просил установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2011 года. Суд полагает возможным согласиться с этим предложением и установить для ответчика срок, в течение которого он должен устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований, до 31 декабря 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковое заявление Прокурора Крестецкого района удовлетворить.
Обязать ММУ «Крестецкая центральная районная больница» в срок до 31 декабря 2011 года:
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме с 10 мая 2011 года.
Председательствующий
Судья Окуловского районного суда Сорокин Е.О.