Решение по делу



Дело 2-347/ 2011

Решение

Именем Российской Федерации

п. Крестцы                                                                                      8 июня 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе

судьи Федоровой Е.И.,

с участием помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П.,

при секретаре Мельниковой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крестецкого района в интересах Артемьева Сергея Юрьевича к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

установил:

Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Артемьева С.Ю. к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для постоянного проживания, указав в обоснование иска, что Артемьев С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец умер, а мать решением суда лишена родительских прав. В соответствии с распоряжением администрации Крестецкого района от 13 июля 1997г. №405-рз направлен в Зорькинскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пунктом 2 указанного распоряжения за ним закреплено жилое помещение в д.*** Крестецкого района Новгородской области.С 1 сентября 2004г. по 30 июня 2007г. Артемьев проходил обучение в ГОУ ПУ№24, в период обучения находился на полном государственном обеспечении. Письмом от 10.10.2006г. администрация ГОУ ПУ№24 информировала МУ «Служба заказчика ЖКХ Крестецкого района» и комитет образования Администрации Крестецкого муниципального района о том, что Артемьев заканчивает обучение в 2006-2007г. учебном году, предлагала проконтролировать состояние жилья, указав, что закрепленное за Артемьевым жилое помещение требует ремонта.Артемьев С.Ю. зарегистрирован по месту жительства Новгородская область, Крестецкий район, д.***, ул. ***, д.***, кв.*** с 9 ноября 1997г. по настоящее время. Согласно заключению межведомственной комиссии Администрации Крестецкого муниципального района от 26 декабря 2008г. квартира, в которой зарегистрирован Артемьев, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, жилое помещение признано не пригодным для проживания. Артемьев С.Ю. не является собственником и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, принят на учет Комитетом образования администрации Крестецкого муниципального района как нуждающийся в жилом помещении, однако до настоящего времени жильем не обеспечен. Поскольку Артемьев С.Ю. относится к числу социально не защищенных граждан, недостаточно юридически грамотен, он обратился к прокурору за защитой своих прав. Прокурор просит обязать администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Артемьеву С.Ю. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для постоянного проживания.

В судебном заседании прокурор Филиппова Н.П. иск и изложенные в заявлении доводы поддержала, пояснила, что Артемьев С.Ю.. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленное за ним жилое помещение признано не пригодным для проживания, иного жилья, находящегося в собственности или занимаемого по договору социального найма, Артемьев не имеет, в связи с чем ему должно быть представлено вне очереди жилое помещение для проживания. Он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку жилое помещение Артемьеву не предоставлено, прокурор просит обязать администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Артемьеву С.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма

Истец Артемьев С.Ю. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал.

Представитель ответчика Администрации Крестецкого муниципального района Ф., действующая на основании доверенности от 20 января 2011г., иск признала, наличие у Артемьева С.Ю. права на внеочередное получение жилого помещения не оспаривала и пояснила, что Артемьев С.Ю. принят на учет в ноябре 2010г. Поскольку размер субвенции из областного бюджета был исчислен до принятия Артемьева С.Ю. на учет, жилым помещением он будет обеспечен в 2012г.

Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации Крестецкого муниципального района В.., действующая на основании доверенности от 26 августа 2010г., в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, письменным заявлением поддержала иск, пояснила, что Артемьев С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет включен в число лиц на обеспечение жилым помещением при расчете субвенции на 2012г.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив предоставленные доказательства, суд находит иск прокурора к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить Артемьеву С.Ю. жилое помещение подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Согласно пункту 2 части второй указанной нормы вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.1 ст.11 Областного закона Новгородской области от 6 мая 2005 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.

Из копии свидетельства о рождении видно, что Артемьев С.Ю. родился ***г., отцом его записан А., матерью Г.

Согласно решению суда от 17 марта 1997г. мать Артемьева С.Ю. Г. лишена родительских прав.

В соответствии с копией свидетельства о смерти, отец Артемьева С.Ю. А. умер ***1993г.

Согласно распоряжению администрации Крестецкого района от 13 июля 1997г. №405-рз Артемьев С.Ю.направлен в Зорькинскую школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью отца и лишением матери родительских прав, пунктом 2 указанного распоряжения за ним закреплено жилое помещение в д.*** Крестецкого района Новгородской области.

В соответствии со справкой ОАОУ НПО «ПУ №24», Артемьев С.Ю. обучался в ГОУ ПУ №24 с ***г. по ***г., находился на полном государственном обеспечении.

Из отметки в паспорте Артемьева С.Ю. следует, что он зарегистрирован по месту жительства в квартире *** дома *** по ул.*** д.**** Крестецкого района с 9 ноября 1987г.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии Администрации Крестецкого муниципального района от 26 декабря 2008г. жилое помещение квартира *** дома *** по ул.*** д.*** признано не пригодным для проживания.

Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации Артемьев С.Ю.. собственником жилого помещения не является.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С учетом изложенного, Артемьев С.Ю. до достижения совершеннолетия относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а по достижению совершеннолетия является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Закрепленное за ним жилое помещение заключением межведомственной комиссии признано не пригодным для проживания. Иного жилья, предоставленного по договору социального найма, либо находящегося в собственности, Артемьев С.Ю.. не имеет

Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.16 Областного закона Новгородской области от 6 мая 2005 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотренных этим законом, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области в соответствии с областным законом от 23.12.2008 № 455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».

Согласно статье 10 Областного закона Новгородской области от 23 декабря 2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» средства областного бюджета в виде субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, направляются на реализацию отдельных государственных полномочий по приобретению, в том числе путем размещения заказа на выполнение работ по строительству и на участие в долевом строительстве жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с действующим законодательством, а также предоставлению им жилья; за счет субвенции осуществляются приобретение, в том числе путем размещения заказа на выполнение работ по строительству и на участие в долевом строительстве жилых помещений и их предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

С учетом изложенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов за счет средств областного бюджета, поступающих в виде субвенций на эти цели.

Поскольку законом не установлен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение указанной категории граждан, а внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, решение суда должно быть исполнено по вступлении его в законную силу.

Руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 197,198 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора Крестецкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Артемьеву Сергею Юрьевичу ***г. рождения, уроженцу д.*** *** района *** области, зарегистрированному по месту жительства Новгородская область, Крестецкий район, д.***, ул.***д.*** кв.***, вне очереди благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для постоянного проживания.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд в течение 10 суток.

Судья:                                                        Е.И.Федорова