Дело №2----/2011 ______ 2011 г. г.Окуловка Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семёнова Д.А., при секретаре Нестеровой М.В., с участием заместителя прокурора Окуловского района Новгородской области Исаевой М.Я., представителей ответчика Петровой О.В., Тюлюлюсова А.Г., Агеева А.П. и Илларионова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области к Федеральному казённому учреждению «***» об обязательстве создать медицинскую часть, У С Т А Н О В И Л: Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области обратился в суд к Федеральному казённому учреждению «***» (далее - Учреждение) с требованием о признании незаконным бездействие должностных лиц Учреждения по созданию медицинской части на территории исправительного учреждения и об обязательстве ответчика создать на территории учреждения медицинскую часть по тем основаниям, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области была проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ *** законодательства в области охраны здоровья осужденных. По результатам проведенной проверки в ФКУ *** установлено, что на территории исправительного учреждения в нарушение ст.101 УИК РФ. Бездействие должностных лиц ФКУ *** по созданию медицинской части на территории исправительного учреждения нарушает закрепленное в ст.41 Конституции Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья осужденных. В судебном заседании заместитель прокурора Окуловского района Новгородской области Исаева М.Я., действующая во исполнение указания заместителя прокурора Новгородской области, исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что у данного Учреждения имеется устав, который утверждён приказом УФСИН России от ____.2010 года №***, в соответствии с которым медицинская помощь осужденным должна оказываться медицинской часть Учреждения. Представитель ответчика - юрисконсульт ФКУ КП-6 Петрова О.В., действующая на основании доверенности от 10 апреля 2011 года, с исковыми требованиями прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области не согласилась, пояснив суду, что штатное расписание с указанием должностей направляется УФСИН России по Новгородской области, в штатном расписании указано, что на территории ФКУ КП-6 должен быть создан медицинский пункт и введены две должности, одна фельдшер аттестованная, другая медицинский работник - не аттестованная. Самостоятельно ФКУ КП-6 не может вводит новые должности, изменять штатное расписание и набирать работников. Полагает нецелесообразным создавать на территории ФКУ КП-6 медицинскую часть из-за малой наполняемости осужденными - порядка 110 человек. Никаких действий по выполнению устава в части создания медицинской части, руководство ФКУ КП-6 не предпринимает. Определением Окуловского районного суда от ____ 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление федеральной службы ***. Представители ответчика УФС*** -начальник юридической службы организационно - аналитического отдела Тюлюлюсов А.Г., действующий на основании доверенности от ___2011 года, помощник начальника УФС*** по организационно - штатной работе Агеев А.П., действующий на основании доверенности от _____ 2001 года и начальник медицинского отделения УФС*** Илларионов В.А., действующий на основании доверенности от ____ 2001 года, исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области не признали, пояснив суду, что граждане, осужденные к лишению свободы, которым судом назначено отбывание наказания в ФКУ ***, в полной мере пользуются правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленным ст. 41 Конституции РФ. В ФКУ *** соблюдаются все требования законодательства РФ, предъявляемые в сфере охраны здоровья граждан. Согласно ст. 29 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов. В соответствии с п.10 совместного Приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ от 17.10.2005 №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» лица, осужденные к лишению свободы, которым судом определено отбывание наказания в колонии - поселении, получают медицинскую помощь в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения по месту жительства или отбывания наказания на равных условиях с другими гражданами РФ. Кроме обращения в здравпункт учреждения, осужденные имеют право и возможность лично обратиться для оказания первой медицинской помощи в здравпункт п.***, а также по личному заявлению Администрацией учреждения они вывозятся для оказания медицинской помощи в МУЗ «***ЦРБ». Таким образом, администрацией учреждения прикладываются все усилия для оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в учреждении, в соответствии со ст.101 УИК РФ. Приложением № 8 к Приказу ФС*** от ____.2008 № 154 "Об утверждении примерных структур и расчетов штатной численности начальствующего состава, рабочих и служащих исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и методических рекомендаций по разработке их штатных расписаний" утвержден примерный перечень должностей медицинского персонала медицинских частей (здравпунктов) исправительных учреждений, который предоставляет право создавать в исправительном учреждении медицинскую часть или здравпункт. Создание медчасти или здравпункта зависит от численности спецконтингента и выделяемых средств. Так как лимит наполнения в ФКУ *** небольшой (200 человек), в учреждении целесообразно создание здравпункта. В соответствии с Приказом УФС*** от ____.2008 № ***«Об организационно-штатных вопросах» утверждено штатное расписание учреждения, которым образован здравпункт с должностью фельдшера здравпункта (категория персонала - служащий, источник финансирования - смета УИС). Приказом УФС*** от ____2010 № *** «Об организационно-штатных вопросах» внесены изменения в штатное расписание учреждения, по которому введена должность фельдшера здравпункта (специальное звание - старший лейтенант внутренней службы, источник финансирования - смета УИС). Функцию оказания доврачебной медицинской помощи образованный в учреждении здравпункт выполняет. В настоящее время остро стоит кадровый вопрос с медицинскими работниками, укомплектовать медицинскую часть персоналом будет затруднительно. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга. Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статья 41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с ч.2 ст.101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Пунктами 121 124 Приказа от ___ 2005 г. №*** «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» Министерства юстиции Российской Федерации предусматривают, что предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. В случаях, когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Уставом федерального казенного учреждения «***» предусмотрено, что Учреждение осуществляет амбулаторно-поликлиническую медицинскую деятельность посредством создания медицинской части, которая входит в структуру Учреждения (п.2.5.2, п.3.8). В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории Федерального казённого учреждения «***», создан медицинский пункт, который не укомплектован необходимыми медицинскими специалистами, а также не имеет необходимого медицинского оборудования. С ____ 2010 года медицинский пункт не работает, так как отсутствует медицинский работник. При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд считает требования прокурора обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению. Суд не принимает доводы представителей ответчика о том, что в связи с небольшой численностью лиц, отбывающих наказание в учреждение, достаточно функционирование медицинского пункта, поскольку данные доводы не основаны на норме закона. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что для организации медицинской части возникнет необходимость изменения штатного расписания, сметной документации, суд считает необходимым установить срок до ____ 2012 года. Согласно ст.89 ГПК РФ казённые учреждения от уплаты государственной пошлины освобождены. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Новгородской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие должностных лиц Федерального казённого учреждения «***» по созданию медицинской части на территории исправительного учреждения. Обязать Федеральное казённое учреждение «***» в срок до ____ 2012 года, создать на территории учреждения медицинскую часть. На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором - представление, в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Д.А. Семёнов Мотивированное решение составлено ____ 2011 года. Судья Д.А. Семёнов