Решение по делу



                                                                         

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Окуловка               «17» июня 2011 года

          Окуловский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,

при секретаре Андреевой Ю.Е.,

с участием истца Андреева В.И.,

представителя истца - адвоката Ионова П.М., представившего удостоверение № *** и ордер № **** от ** *** года

ответчика - представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в **** районе **** области Белоусова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Андреева Василия Ивановича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в **** районе **** области об обязании зачесть в стаж, дающий право на пенсию по старости на льготных условиях, периодов работы и назначении трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

        

Андреев В.И., обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ***** районе **** области о зачете периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии. Свои требования мотивирует тем, что **** **** года он обратился в отдел Пенсионного фонда РФ в **** районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как работнику противопожарной службы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** **** года № ** ему было отказано в досрочном назначении пенсии, так как в специальный стаж не были включены периоды его работы с ** *** *** года по *** **** года в должности пожарного пожарной охраны в ***** филиале ГОУ «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ****** области» и с *** **** года по *** *** года в должности пожарного ** отряда противопожарной службы ***** области ГОУ «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ****** области», так как данные виды учреждений не предусмотрены нормами, регулирующими право на льготное пенсионное обеспечение. Считает данный отказ незаконным, поскольку с ***** года по настоящее время работает в противопожарной службе по охране ****** района, которая неоднократно переименовывалась и реорганизовывалась. Однако, несмотря на изменение наименований, и ведомственной принадлежности организации, его должностные обязанности, система оплаты, штатное расписание, графики дежурств, характер трудовой деятельности и место работы не менялись. Также остались неизменными цели и задачи противопожарной службы, определенные Федеральным законом «О противопожарной безопасности». Кроме того, организация по подведомственности продолжала относиться к государственной противопожарной службе МЧС. Считает, что ответчиком нарушены его конституционные права.

В судебном заседании истец Андреев В.И., и его представитель - адвокат Ионов П.М., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ***** районе по доверенности Белоусов А.Ю., иск не признал, пояснив, что в назначении пенсии истцу отказано, так как отсутствуют сведения, подтверждающие льготный характер работ, отсутствует подчиненность пожарной службы, в которой протекала работа истца в спорные периоды, Министерству Чрезвычайных ситуаций России, наименование учреждения и занимаемой им должности не соответствует Списку организаций и должностей, принятых постановлением правительства РФ № 437 от 18 июня 2002 года в соответствии с пп.18 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, полагает, что иск не обоснован и удовлетворению подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 30 июня 2008 года № 142-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработал не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: пожарный (боец, респираторщик); дежурный оперативного отряда (по отряду); командир отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста; начальник караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений действующего пенсионного законодательства, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.18 п.1 ст. 27 названного Федерального закона имеют только работники государственной противопожарной службы.

Вместе с тем в судебном заседании из письменных материалов дела и объяснений сторон достоверно установлено, что Андреев В.И., с *** года по *** года работал начальником части ** **** отряда профессиональной пожарной охраны г. ***; с ** *** года вновь принят на должность начальника **** п. ****** в * отряд **** г. ****; с ***** года переведен инструктором пожарной профилактики фабрики им.*****; с **** года переведен на должность пожарного ПЧ-** п. *****; с ***** года назначен начальником караула ПЧ-** п. ****; приказом № ** от **** года отряд пожарной охраны переименован в *-ой отряд Государственной противопожарной службы УВД **; с **** года переведен на должность пожарного ПЧ-** п. ****; ***** года на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; приказом от 13.07.2004 года *-ой отряд Государственной противопожарной службы УВД ** переименован в отряд Государственной противопожарной службы МЧС России **** области и включен в состав управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям **** района; в ****** года образован Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России ****** района ****** области; ***** года уволен в связи с ликвидацией предприятия; с ***** года принят на работу пожарным в караул **-й пожарной части ** отряда противопожарной службы ****** области, где работает по настоящее время.

В соответствии с постановлением администрации ****** области от **** года № *** с ***** года создано областное государственное учреждение «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ***** области».

В состав учреждения, согласно Уставу, входит противопожарная служба Новгородской области состоящая, в том числе из отрядов и пожарных частей противопожарной службы области, которые являются структурными подразделениями учреждения, имеющими статус филиала, в связи с чем, с ***года был создан ***** филиал государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ****** области», где истец и работал пожарным в период с **** года по ***** года.

В судебном заседании также установлено, что ***** года постановлением Администрации области № *** от ***** года создан **-й отряд противопожарной службы ******* области государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ******* области».

В период с ******* года по настоящее время Андреев В.И., работает пожарным **-й пожарной части, которая входит в состав **-го отряда противопожарной службы ***** области государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ***** области».

Статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) определено, что Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятийфедерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиямиосуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженнымис более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности трудав процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах региональногозначения.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.

При этом субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения.

             

Истец в спорные периоды с ***** года по ***** года работал пожарным в ****** филиале государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ******* области», а с ***** года по ***** года в **-м отряде противопожарной службы ******* области Государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ****** области», рассматривая дело по существу, суд учитывает, отсутствие подчиненности пожарной службы, в которой истец работал в указанные периоды МЧС России.

Суд также учитывает, что законодатель вправе определять категории граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения. Следовательно, в указанные периоды истец работал в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, а не в государственной противопожарной службе. Включение же периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, действующим в настоящее время пенсионным законодательством, не предусмотрено.

Суд не может принять во внимание, доводы истца и его представителя о том, что в спорные периоды характер выполняемой им работы в противопожарной службе субъекта РФ по своим целям, задачам и функциям является аналогичным характеру выполняемой работы в государственной противопожарной службе, поскольку данные доводы правового значения не имеют и основаны на неверном толковании закона. Само по себе обстоятельство неизменности в спорные периоды трудовых обязанностей истца и соответствие этих обязанностей требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437, существенным для разрешения данного дела не является.

Исковые требования истца об обязании ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости на льготных условиях с **** года, то есть со дня обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ****** районе, также не подлежат удовлетворению, поскольку спорные период с ****** по ******* года и с ***** года по ****** года не могут быть включены в трудовой стаж истца, а ответчиком засчитано в льготный стаж ** года ** месяца ** дней, на момент обращения за назначением пенсии Андрееву В.И., исполнилось 55 лет, однако он не проработал более 25 лет на должностях, указанных в Списке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Андреева Василия Ивановича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ****** районе ****** области об обязании зачесть в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, периодов работы с ****** года по ****** года в ***** филиале Государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ******* области» и с ***** года по ****** года в **-м отряде противопожарной службы ******* области Государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности ****** области» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (23 июня 2011 года).

Председательствующий:                                             Е.Н. Семичева