Решение по делу



Дело 2-474/ 2011

Решение

Именем Российской Федерации

П. Крестцы                                                                           1 августа 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием

Помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П.,

Представителя Администрации Ручьевского сельского поселения Макаровой И.П., действующей без доверенности как глава поселения,

Представителя Администрации Крестецкого муниципального района Фуфиной Ю.А., представившей доверенность от 20 января 2011 года,

Представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреева Р.С., представившего доверенность от 22 марта 2010 года,

при секретаре Юркив А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Крестецкого района к Администрации Ручьевского сельского поселения и Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности.

У с т а н о в и л :

Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к Администрации Ручьевского сельского поселения и Администрации Крестецкого муниципального район о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности. В заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности на территории Ручьевского сельского поселения, заключающиеся в необеспечении нахождения источников противопожарного водоснабжения в необходимом радиусе от объектов, необеспечения подъездов с твердым покрытием для установления пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения. Обязанность по выполнению нарушенных требований правил пожарной безопасности лежит на Администрации Новорахинского сельского поселения, которая и должна устранить их в определенный срок до 1 ноября 2011 года. Помимо этого было установлено, что в д. Подлужье Ручьевского сельского поселения отсутствует проезд, в связи с чем пожарная техника в данный населенный пункт беспрепятственно проехать в случае пожара не может. Обязанность по обеспечению проезда пожарной техники лежит на Администрации Крестецкого муниципального района, которая и должна обеспечить его в срок до 1 декабря 2011 года

Помощник прокурора Крестецкого района Филиппова Н.П. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, заявленные исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главный государственный инспектор отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреев Р.С. исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал.

Представитель Администрации Ручьевского сельского поселения Макарова И.П. с исковыми требованиями прокурора была согласна, однако ссылалась на недостаточность финансовых средств для их выполнения, незапланированность средств в бюджете на их выполнение, и просила установить больший срок. Помимо этого ссылалась также на то, что во многих населенных пунктах проживает менее 50 человек и это позволяет не устанавливать в них источники противопожарного водоснабжения.

Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) лиц, проживающих и находящихся в п. Крестцы, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиям пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1); к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (статья 19).

Согласно статье 6 часть 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона.

В силу статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2); обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункт 6).

Согласно статье 62 указанного закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения (часть 2).

Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (пункт 11), дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года (пункт 89), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114).

В силу пункта 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м.

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о наличии нарушений требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными законами и иными нормативными актами. Суд полагает доказанным факт наличия следующих нарушений требований пожарной безопасности.

В населённом пункте Ручьевского сельского поселения Подлужье в нарушение пункта 94 ППБ-01-03 не устроены подъезды с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения для проезда пожарной техники к ним в любое время года.

Источники наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Ручьевского сельского поселения Борок, Брус, Будки, Волма, Воробьево, Гряда, Дубки, Жары, Заречье, Подсека, Ручьи, Сухлово в нарушение пункта 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» находятся на расстоянии в радиусе более 100 метров (исходя из технических возможностей мотопомпы) из условия обслуживания ими зданий.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и не оспаривались Представителем Администрации Ручьевского сельского поселения.

Устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений, то есть администрацию Новорахинского сельского поселения.

Представитель Администрации Новорахинского сельского поселения в судебном заседании ссылалась на положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Однако суд считает, что данное положение должно увязываться в совокупности с другими номами законодательства, а именно, что в силу пункта 114 ППБ-01-03, на территории сельских населенных пунктов, должны иметься запасы воды для целей пожаротушения, а в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

В связи с этим полное отсутствие на территории сельского населенного пункта источников противопожарного водоснабжения и запасов воды не может быть признано допустимым, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в населенном и пункте людей.

В населённых пунктах Борок, Брус, Будки, Волма, Воробьево, Гряда, Дубки, Жары, Заречье, Подсека, Ручьи, Сухлово Ручьевского сельского поселения имеются хозяйства постоянного населения, постоянно проживают жители.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данные населенные пункты в целях обеспечения пожарной безопасности должны иметь запасы воды и противопожарное водоснабжение для наружного пожаротушения.

Помимо этого, в указанной норме речь идет о поселении, под которым понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), а не о населенном пункте, с числом жителей до 50 человек. Однако на территории Ручьевского сельского поселения проживает более 50 человек, при этом необходимо учитывать, что в указанные деревни на летний сезон, выделяющийся пожароопасностью, для проживания приезжает большое число людей, превышающее количество зарегистрированных там по месту пребывания и месту жительства.

В «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года, также содержится положение, аналогичное статье 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с тем исключением, что вместо поселений там речь идет о населенных пунктах, однако данный правовой акт носит подзаконный характер, поэтому не может противоречить требования закона, где говорится именно о поселениях, а не о населенных пунктах. К тому же в нем указано, что он является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений и организаций.

Помимо этого необходимо также отметить, что положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не предусматривают право поселений не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения, а устанавливают лишь допустимость такого положения с учетом всех конкретных обстоятельств.

В силу статьи 15 часть 1 пункт 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 14 часть 1 пункт 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие «дорожная деятельность» в силу статьи 3 пункт 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 году «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию за границами населенных пунктов в границах Крестецкого муниципального района возлагается на Администрацию Крестецкого муниципального района, следовательно, именно Администрация Крестецкого муниципального района обязана обеспечивать беспрепятственный подъезд пожарной техники к населенному пункту по территории за пределами этого населенного пункта.

Представитель Администрации Крестецкого муниципального района в судебном заседании ссылался на наличие дороги к д. Подлужье и как следствие, что никаких препятствий к подъезду пожарной техники в этот населенный пункт не имеется.

Постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 8 октября 2009 года был утвержден перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения Крестецкого муниципального района, где предусмотрен под номером 19 подъезд к д. Подлужье от автодороги Борок-Волма. Однако, как пояснил представитель Администрации Крестецкого муниципального района в судебном заседании, каких-либо иных документов на данную дорогу не имеется, паспорт дороги не составлялся.

Согласно справе органов ГИБДД проезд к д. Подлужье практически невозможен за отсутствием дороги. Этот вывод подтверждается выпиской из расписания выезда пожарной части за 2010 год, утвержденного как должностным лицом органов пожарного надзора, так и Главой администрации района, согласно которому д. Подлужье Ручьевского сельского поселения внесена в перечень населенных пунктов, к которым отсутствует проезд.

Глава Ручьевского сельского поселения Макарова И.П. также в судебном заседании пояснила, что в д. Подлужье имеется проезд, который представляет собой путь, накатанный от движения автомашин. Это не построенная, а стихийно возникшая дорога. В связи с этим проезд по ней возможен не в любой время года, в частности, невозможен в период дождей.      

При таких обстоятельствах суд полагает, что проезд в д. Подлужье не может быть признан обеспечивающим беспрепятственное движение по нему пожарной техники, так как Администрация Крестецкого муниципального района не представила суду каких-либо доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом.

В исковом заявлении прокурор Крестецкого района просил установить срок для исполнения решения суда до 1 ноября 2011 года и до 1 декабря 2011 года. Однако, принимая во внимание, что настоящее решение выносится 1 августа 2011 года, до указанной даты остается три-четыре месяца, что явно недостаточно для устранения всех указанных недостатков, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, до 1 апреля 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковое заявление Прокурора Крестецкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Ручьевского сельского поселения Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года:

  1. Устроить подъезд к источнику противопожарного водоснабжения с площадками с твердым покрытием размером не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в населённом пункте Подлужье Ручьевского сельского поселения;
  2. Принять меры по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты Борок, Брус, Будки, Волма, Воробьево, Гряда, Дубки, Жары, Заречье, Подсека, Ручьи, Сухлово Ручьевского сельского поселения на расстоянии в радиусе не более 100 метров из условия обслуживания ими зданий.

Обязать Администрацию Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года обеспечить беспрепятственный подъезд пожарной техники к населенному пункту Подлужье Ручьевского сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме с 5 августа 2011 года.

Председательствующий

Судья Окуловского районного суда                                             Сорокин Е.О.