Дело № 2-467 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Окуловка «27» июля 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Мартин Ю.Б., с участием представителя истца помощника прокурора Окуловского района Седова Д.В., представителя ответчика Жоголь А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Окуловского района в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области о ликвидации свалки отходов и рекультивации земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в *****. В обоснование иска прокурор указывает на то, что прокуратурой Окуловского района проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ об обращении с отходами, в ходе которой установлено, на участке лесного фонда (***** лесной квартал выдел ***** Угловского участкового лесничества) имеется незаконная свалка ТБО на площади около ***** кв.м., на которой размещены пластиковые и стеклянные бутылки, элементы старой мебели, пластмассовые конструкции, резиновые шланги, металлические банки, одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты, отходы продуктов питания. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. исковые требования поддерживал по основаниям, изложенным в заявлении в части возложения на ответчика обязанности вывезти отходы с незаконной свалки. Отказался от исковых требований о проведении рекультивации земельного участка, на котором расположена данная свалка. Производство по гражданскому делу в данной части прекращено в связи с отказом истца от иска. Представитель ответчика Жоголь А.Н. исковые требования признал частично, ссылаясь на отсутствие финансовых средств у ответчика на проведение обозначенных мероприятий, полагал, что причиной образования свалки на земельном участке является ненадлежащая деятельность Администрации Угловского городского поселения по организации вывоза твердых бытовых отходов с территории поселения. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Так установлено, что на участке лесного фонда ***** лесной квартал выдел ***** Угловского участкового лесничества имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размерами, указанными выше, что подтверждено актом осмотра участка лесного фонда, фототаблицей и не оспаривается сторонами. Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды. В соответствии со ст.3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года, основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Часть 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства» предписывает, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по осуществлению мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; по соблюдению при использовании земельных участков требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии со ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством. В соответствии со ст.6 Лесного Кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Статья 3 Федерального закона №201 от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст.8 Лесного Кодекса РФ относят земли лесного фонда к федеральной собственности. В соответствии со ст.51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Согласно ч.2 ст.19 Лесного Кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Как следует из представленных материалов, указанные выше полномочия при рассматриваемых обстоятельствах дела возложены на Комитет лесного хозяйства Новгородской области. Согласно ст.55 Лесного Кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года №414, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Согласно п.9 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ №417 от 30.06.2007 года запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Согласно п.1.1. Положения «О комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области», утвержденного постановлением Администрации Новгородской области №183 от 08.06.2009 года (далее Положение) комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской областиявляется органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В соответствии с п.3.2 Положения комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области организует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и проведение очистки лесов от захламления и иного негативного воздействия) на землях лесного фонда и в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности Новгородской области. Согласно ч.4 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе захламления земель, а также по рекультивации нарушенных земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, соблюдать при использовании земельных участков требования, экологических правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Из анализа обстоятельств дела и требований законодательства следует, что одной из причин образования свалки является невыполнение отделом Окуловского лесничества комитета лесного хозяйства Новгородской области установленных Положением, Лесным и Земельным кодексами РФ обязанностей по недопущению загрязнения и захламления почв на землях соответствующих категорий, в том числе и по неустановлению лиц, виновных в образовании свалки и причин, способствующих образованию свалки. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку территория, на которой расположена несанкционированная свалка, является участком лесного фонда, подлежащей особой охране государством, гарантирующим соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной ***** в срок до 30 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд. Председательствующий: Новикова Н.В.