Дело 2-473/ 2011 Решение Именем Российской Федерации П. Крестцы 3 августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием Помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П., Представителя Администрации Устьволмского сельского поселения Гнатык В.Б., действующего без доверенности как глава поселения, Представителя Администрации Крестецкого муниципального района Фуфиной Ю.А., представившей доверенность от 20 января 2011 года, Представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреева Р.С., представившего доверенность от 26 апреля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Крестецкого района к Администрации Устьволмского сельского поселения и Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности, У с т а н о в и л : Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к Администрации Устьволмского сельского поселения и Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности. В исковом заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности на территории Устьволмского сельского поселения, заключающиеся в необеспечении территорий населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствии средств звуковой сигнализации, необеспечении водоснабжением для наружного пожаротушения, необеспечении нахождения источников противопожарного водоснабжения в необходимом радиусе от объектов, необеспечении подъездов с твердым покрытием для установления пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения, Обязанность по выполнению нарушенных требований правил пожарной безопасности лежит на Администрации Устьволмского сельского поселения, которая и должна устранить их в определенный срок до 1 ноября 2011 года. Помимо этого было установлено, что в населенные пункты Заволонье, Хмелевка, Княжениицы, Горбуново Устьволмского сельского поселения отсутствует проезд, в связи с чем пожарная техника в данные населенные пункты беспрепятственно проехать в случае пожара не может. Обязанность по обеспечению проезда пожарной техники лежит на Администрации Крестецкого муниципального района, которая и должна обеспечить его в срок до 1 декабря 2011 года. Помощник прокурора Крестецкого района Филиппова Н.П. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, заявленные исковые требования поддержала. Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреев Р.С. исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал. Глава администрации Устьволмского сельского поселения Гнатык В.Б. с исковыми требованиями прокурора был согласен частично, ссылалась на недостаточность финансовых средств для их выполнения, незапланированность средств в бюджете на их выполнение, и просил установить больший срок для исполнения требований. Помимо этого ссылался также на то, что во многих населенных пунктах проживает менее 50 человек и это позволяет, по его мнению, не устанавливать в них источники противопожарного водоснабжения. Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) лиц, проживающих и находящихся в п. Крестцы, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиям пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1); к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (статья 19). Согласно статье 6 часть 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона. В силу статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2); обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункт 6); обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункт 7); организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (пункт 8). Согласно статье 62 указанного закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным законом (часть 3). В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения (часть 2). Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (пункт 11), дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года (пункт 89), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114). В силу пункта 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м. Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о наличии нарушений требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными законами и иными нормативными актами. Суд полагает доказанным факт наличия следующих нарушений требований пожарной безопасности. Территории общего пользования населенных пунктов Устьволмского сельского поселения Великая Нива, Ветренка, Вороново, Горбуново, Жихарев, Заречное Рыдино, Княженицы, Курино, Курово, Невская, Новое Заберенье, Новое Рыдино, Олешня, Поводье, Снетцы, Старое Заберенье, Теребушево, Хмелевка, Холова, Шеребуть не обеспечены в нарушение статьи 19 Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В населенных пунктах Устьволмского сельского поселения Великая Нива, Ветренка, Вины, Вороново, Горбуново, Далево, Заречное Рыдино, Княженицы, Курино, Курово, Невская, Новое Заберенье, Новое Рыдино, Олешня, Поводье, Снетцы, Старое Заберенье, Теребушево, Хмелевка, Холова, Шеребуть в нарушение пункта 114 ППБ-01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В населённом пункте Устьволмского сельского поселения Усть-Волма в нарушение пункта 94 ППБ-01-03 не устроены подъезды с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения для проезда пожарной техники к ним в любое время года. Источники наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Устьволмского сельского поселения Вины, Невская, Усть-Волма в нарушение 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» находятся на расстоянии в радиусе более 100 метров (исходя из технических возможностей мотопомпы) из условия обслуживания ими зданий. В населённых пунктах Амосово, Великая Нива, Ветренка, Волна, Вороново, Горбуново, Далево, Ересино, Жерновка, Жихарево, Заречное Рыдино, Княженицы, Курино, Курово, Новое Заберенье, Новое Рыдино, Олешня, Ольховка, Поводье, Снетцы, Старое Заберенье, Теребушево, Хмелевка, Холова, Шеребуть Устьволмского сельского поселения в нарушение статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 114 ППБ-01-03 отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения и источники противопожарного водоснабжения. Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и не оспаривались Представителем Администрации Устьволмского сельского поселения. Устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений, то есть администрацию Устьволмского сельского поселения. Представитель Администрации Устьволмского сельского поселения в судебном заседании ссылался на положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Однако суд считает, что данное положение должно увязываться в совокупности с другими номами законодательства, а именно, что в силу пункта 114 ППБ-01-03, на территории сельских населенных пунктов, должны иметься запасы воды для целей пожаротушения, а в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В связи с этим полное отсутствие на территории сельского населенного пункта источников противопожарного водоснабжения и запасов воды не может быть признано допустимым, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в населенном и пункте людей. В населённых пунктах Амосово, Великая Нива, Ветренка, Волна, Вороново, Горбуново, Далево, Ересино, Жерновка, Жихарево, Заречное Рыдино, Княженицы, Курино, Курово, Новое Заберенье, Новое Рыдино, Олешня, Ольховка, Поводье, Снетцы, Старое Заберенье, Теребушево, Хмелевка, Холова, Шеребуть, Вины, Невская, Усть-Волма Устьволмского сельского поселения имеются хозяйства постоянного населения, постоянно проживают жители. При таких обстоятельствах суд полагает, что данные населенные пункты в целях обеспечения пожарной безопасности должны иметь запасы воды и противопожарное водоснабжение для наружного пожаротушения. Помимо этого, в указанной норме речь идет о поселении, под которым понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), а не о населенном пункте, с числом жителей до 50 человек. Однако на территории Устьволмского сельского поселения проживает более 50 человек, при этом необходимо учитывать, что в указанные деревни на летний сезон, выделяющийся пожароопасностью, для проживания приезжает большое число людей, превышающее количество зарегистрированных там по месту пребывания и месту жительства. В «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года, также содержится положение, аналогичное статье 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с тем исключением, что вместо поселений там речь идет о населенных пунктах, однако данный правовой акт носит подзаконный характер, поэтому не может противоречить требования закона, где говорится именно о поселениях, а не о населенных пунктах. К тому же в нем указано, что он является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений и организаций. Помимо этого необходимо также отметить, что положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не закрепляет право поселений не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения, а устанавливают лишь допустимость такого положения с учетом всех конкретных обстоятельств. В силу статьи 15 часть 1 пункт 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со статьей 14 часть 1 пункт 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Понятие «дорожная деятельность» в силу статьи 3 пункт 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 году «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу статьи 63 пункт 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Таким образом, обязанность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог за границами населенных пунктов в границах Крестецкого муниципального района возлагается на Администрацию Крестецкого муниципального района, следовательно, именно Администрация Крестецкого муниципального района обязана обеспечивать беспрепятственный подъезд пожарной техники к населенному пункту по территории за пределами этого населенного пункта. Представитель Администрации Крестецкого муниципального района в судебном заседании признала, что населенные пункты Заволонье, Хмелевка, Горбуново находятся за рекой и через реку со стороны п. Крестцы в эти деревни отсутствуют какие-либо переправы, которые могла бы преодолеть пожарная техника. Относительно д. Княженицы утверждала, что туда имеется дорога и как следствие, что никаких препятствий к подъезду пожарной техники в этот населенный пункт не имеется. Постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 8 октября 2009 года был утвержден перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения Крестецкого муниципального района, где, однако дороги ко всем четырем из указанных населенных пунктов не предусмотрены. Согласно справе органов ГИБДД проезд к населенным пунктам Хмелевка, Горбуново, Княженицы практически невозможен за отсутствием дорог. Этот вывод подтверждается выпиской из расписания выезда пожарной части за 2010 год, утвержденного как должностным лицом органов пожарного надзора, так и Главой администрации района, согласно которому указанные населенные пункты Устьволмского сельского поселения (д. Горбуново тогда находилось в Винском сельском поселении, которое в настоящее время объединено с Устьволмским сельским поселением) внесены в перечень населенных пунктов, к которым отсутствует проезд. Таким образом, к населенным пунктам Хмелевка, Горбуново, Княженицы дорог общего пользования местного значения не имеется, а, кроме того, два из указанных населенных пунктов находятся за реками, через которые со стороны п. Крестцы в эти деревни отсутствуют какие-либо переправы, которые могла бы преодолеть пожарная техника, что подтвердили в судебном заседании представитель Администрации Устьволмского сельского поселения и представитель органов пожарного надзора. Согласно справке ГИБДД населенный пункт Заволонье находится на автодороге Жерновка-Заволонье, владельцем которой является ГУ «Новгородавтодор». Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что д. Заволонье находится за рекой, к которой подходит указанная дорога, однако через реку отсутствует какая-либо переправа, которую могла бы преодолеть пожарная техника, что подтвердили в судебном заседании представитель Администрации Устьволмского сельского поселения и представитель органов пожарного надзора. Как было установлено в ходе судебного заседания граница населенного пункта Заволонье проходит по внутреннему берегу излучены реки, то есть река находится за пределами границы населенного пункта, то есть вне границ населенного пункта, поэтому дорожная деятельность на этой территории относится к компетенции Администрации Крестецкого муниципального района. При таких обстоятельствах суд полагает, что проезд в населенные пункты Заволонье, Хмелевка, Горбуново, Княженицы Устьволмского сельского поселения не может быть признан обеспечивающим беспрепятственное движение по нему пожарной техники, так как Администрация Крестецкого муниципального района не представила суду каких-либо доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом. В исковом заявлении прокурор Крестецкого района просил установить срок для исполнения решения суда до 1 ноября 2011 года 1 декабря 2011 года. Однако, принимая во внимание, что настоящее решение выносится 3 августа 2011 года, до указанных дат остается три-четыре месяца, что явно недостаточно для устранения всех указанных недостатков, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, до 1 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, Р е ш и л : Исковое заявление Прокурора Крестецкого района удовлетворить. Обязать Администрацию Устьволмского сельского поселения Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года: Обязать Администрацию Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года обеспечить беспрепятственный подъезд пожарной техники к населенным пунктам Заволонье, Хмелевка, Горбуново, Княженицы Устьволмского сельского поселения. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме с 9 августа 2011 года. Председательствующий Судья Окуловского районного суда Сорокин Е.О.при секретаре Юркив А.А.,