Дело 2-513/ 2011 Решение Именем Российской Федерации П. Крестцы 4 августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием Помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П., Представителя ответчика Администрации Крестецкого городского поселения Окунева А.В,, представившего доверенность от 21 января 2011 года, Представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреева Р.С., представившего доверенность от 26 апреля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Крестецкого района к Администрации Крестецкого городского поселения о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности, У с т а н о в и л : Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к Администрации Крестецкого городского поселения о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности. В исковом заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности на территории Крестецкого городского поселения, заключающиеся в необеспечении территорий населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствии средств звуковой сигнализации, необеспечении водоснабжением для наружного пожаротушения, необеспечении нахождения источников противопожарного водоснабжения в необходимом радиусе от объектов, необеспечении подъездов с твердым покрытием для установления пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения, необозначении указателями водоисточников, необеспечении наружного освещения в темное время суток водоисточников. Обязанность по выполнению нарушенных требований правил пожарной безопасности лежит на Администрации Крестецкого городского поселения, которая и должна устранить часть их в определенный срок до 1 сентября 2011 года, а другую часть в срок до 1 ноября 2011 года. Помощник прокурора Крестецкого района Филиппова Н.П. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, заявленные исковые требования поддержала. Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреев Р.С. исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал. Представитель Администрации Крестецкого городского поселения Окунев А.В. с исковыми требованиями прокурора был согласен частично, ссылалась на недостаточность финансовых средств для их выполнения, незапланированность средств в бюджете на их выполнение, и просил установить больший срок для исполнения требований. Помимо этого ссылался также на то, что в населенных пунктах Долгий Мост, Харчевня, Пристань, Березка проживает менее 50 человек и это позволяет, по его мнению, не устанавливать в них источники противопожарного водоснабжения, поэтому в отношении соответствующих требований по обеспечению пожарного водоснабжения просил отказать. Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) лиц, проживающих и находящихся в п. Крестцы, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиям пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1); к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (статья 19). Согласно статье 6 часть 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона. В силу статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2); обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункт 6); обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункт 7); организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (пункт 8). Согласно статье 62 указанного закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным законом (часть 3). В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения (часть 2). Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (пункт 11), территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения, места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (пункт 27), дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года (пункт 89), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90), При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114). В силу пункта 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м. Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о наличии нарушений требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными законами и иными нормативными актами. Суд полагает доказанным факт наличия следующих нарушений требований пожарной безопасности. Территории общего пользования населенных пунктов Крестецкого городского поселения Долгий мост, Харчевня, Стуковья, Пристань, Березка, Мокрый Остров, Старая Болотница, Долгий Бор, не обеспечены в нарушение статьи 19 Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В населенных пунктах Крестецкого городского поселения Долгий мост, Харчевня, Стуковья, Пристань, Березка, Мокрый Остров, Старая Болотница, Долгий Бор в нарушение пункта 114 ППБ-01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В п. Крестцы в нарушение пункта 90 ППБ-01-03 источники противопожарного водоснабжения на ул. Полевая д. 57, ул. Конева д. 32, Пушкина д. 8, ул. Лесная д. 16, ул. Красноармейская д. 48, ул. Южная д. 8, ул. Большевиков д. 31, ул. М.Садовая д. 8, пер. Ильича д. 13, ул. Соколова д. 57, пер. Аэродромный д. 1, ул. Соколова д. 15, ул. Сосновая д. 1, ул. Октябрьская д. 17, ул. Солнечная д. 12, ул. Зенитная д. 1, ул. Зенитная д. 18, ул. Мира д. 29 (закрытый), ул. Греськова д. 41, ул. Зенитная д. 13, п. Крестцы ул. К.Либкнехта д. 45-А, ул. Железнодорожная д. 21, ул. К.Либкнехта д. 14, ул. Лесная д. 49, ул. Островская д. 49, ул. Комлева д. 2, ул. С.Бородулина д. 10, ул. Валдайская д. 69 не обозначены соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, а также направления движения к ним. В п. Крестцы в нарушение пункта 94 ППБ-01-03 источник противопожарного водоснабжения на ул. К. Либкнехта д. 22 (закрытый) не заполнен водой. В п. Крестцы в нарушение пункта 94 ППБ-01-03 к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на ул К.Либкнехта д. 14, ул. Греськова д. 41, ул. Лесная д. 23, ул. Лесная д. 49, ул. Островская д. 49, ул. Комлева д. 2, ул. С.Бородулина д. 10, ул. Валдайская д. 69 не устроены подъезды с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения для проезда пожарной техники к ним в любое время года. В п. Крестцы в нарушение пунктов 27 и 90 ППБ-01-03 пожарный гидрант по ул. Железнодорожная д. 25, пожарный гидрант по ул. Гагарина д. 2, пожарный гидрант по ул. Саши Бородулина (нумерация вверх) 50 метров от д. 55 ул. Рябошапко, пожарный гидрант по ул. Московская д. 1 не обозначены соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, а также направления движения к ним, в месте их нахождения отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения. В п. Крестцы в нарушение пункта 27 ППБ-01-03 в месте нахождения пожарного гидранта по пер. Некрасова д. 12, пожарного гидранта по ул. Некрасова д. 7 отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения. В нарушение 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» источники наружного противопожарного водоснабжения в с. Ямская Слобода на ул. Ямская, ул. Заречная, ул. Средний Мост, ул. Школьная, ул. Боровическая и в п. Крестцы на ул. Новая, ул. Инициаторов, ул. Локаторная, ул. Брусничная, ул. Космическая, ул. Энтузиастов, ул. Невская, ул. Нагорная ул. Трудовая, ул. Линейная, ул. Южная находятся на расстоянии в радиусе более 200 метров из условия обслуживания ими зданий. В нарушение 9.30 СНиП 2.04.02-94 «Водоснабжение. Наружные сети и пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» источники наружного противопожарного водоснабжения в населённых пунктах Долгий Мост, д. Харчевня, д. Мокрый Остров, д. Пристань, д. Берёзка находятся на расстоянии в радиусе более 100 метров (в зависимости от технических возможностей мотопомп) из условия обслуживания ими зданий. Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и не оспаривались Представителем Администрации Крестецкого городского поселения. Устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений, то есть администрацию Крестецкого городского поселения. Представитель Администрации Крестецкого городского поселения в судебном заседании ссылалась на положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Однако суд считает, что данное положение должно увязываться в совокупности с другими номами законодательства, а именно, что в силу пункта 114 ППБ-01-03, на территории сельских населенных пунктов, должны иметься запасы воды для целей пожаротушения, а в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. В связи с этим полное отсутствие на территории сельского населенного пункта источников противопожарного водоснабжения и запасов воды не может быть признано допустимым, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в населенном и пункте людей. В населённых пунктах Долгий Мост, Харчевня, Пристань, Березка имеются хозяйства постоянного населения, постоянно проживают жители, при этом Долгий Мост и Харчевня находятся на трассе «Россия», где происходит интенсивное движение транспортных средств, существует возможность дорожно-транспортных происшествий. При таких обстоятельствах суд полагает, что данные населенные пункты в целях обеспечения пожарной безопасности должны иметь запасы воды и противопожарное водоснабжение для наружного пожаротушения. Помимо этого, в указанной норме речь идет о поселении, под которым понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), а не о населенном пункте, с числом жителей до 50 человек. Однако на территории Крестецкого городского поселения проживает более 50 человек, при этом необходимо учитывать, что в указанные деревни на летний сезон, выделяющийся пожароопасностью, для проживания приезжает большое число людей. В «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года, также содержится положение, аналогичное статье 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с тем исключением, что вместо поселений там речь идет о населенных пунктах, однако данный правовой акт носит подзаконный характер, поэтому не может противоречить требования закона, где говорится именно о поселениях, а не о населенных пунктах. К тому же в нем указано, что он является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений и организаций. Помимо этого необходимо также отметить, что положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не закрепляет право поселений не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения, а устанавливают лишь допустимость такого положения с учетом всех конкретных обстоятельств. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом. В исковом заявлении прокурор Крестецкого района просил установить срок для исполнения решения суда до 1 сентября и до 1 ноября 2011 года. Однако, принимая во внимание, что настоящее решение выносится 4 августа 2011 года, до указанных дат остается менее двух и менее трех месяцев, что явно недостаточно для устранения всех указанных недостатков. Вместе с тем запрошенный Администрации Крестецкого городского поселения срок в пять лет также не может быть признан обоснованным, поскольку никаких данных о необходимости предоставления именно такого длительного срока ответчик не представил. В связи с этим суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, до 1 апреля 2012 года. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, Р е ш и л : Исковое заявление Прокурора Крестецкого района удовлетворить. Обязать Администрацию Крестецкого городского поселения Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года: Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме с 11 августа 2011 года. Председательствующий Судья Окуловского районного суда Сорокин Е.О.при секретаре Юркив А.А.,