Решение по делу



Дело 2-472/ 2011

Решение

Именем Российской Федерации

П. Крестцы                                                                           19 июля 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Сорокина Е.О. с участием

Помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П.,

Представителя Администрации Новорахинского сельского поселения Серегиной С.В., представившего доверенность от 19 июля 2011 года,

Представителя Администрации Крестецкого муниципального района Фуфиной Ю.А., представившей доверенность от 20 января 2011 года,

Представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреева Р.С., представившего доверенность от 22 марта 2010 года,

при секретаре Юркив А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Крестецкого района к Администрации Новорахинского сельского поселения о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности.

У с т а н о в и л :

Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с исковым заявлением к Администрации Новорахинского сельского поселения о возложении обязанности совершить действия по выполнению правил пожарной безопасности. В исковом заявлении указал, что при проведении проверки были выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности на территории Новорахинского сельского поселения, заключающиеся в необеспечении территорий населенных пунктов первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствии средств звуковой сигнализации, необеспечения водоснабжением для наружного пожаротушения, необеспечения нахождения источников противопожарного водоснабжения в необходимом радиусе от объектов, необеспечения подъездов с твердым покрытием для установления пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения, необозначении указателями водоисточников. Обязанность по выполнению нарушенных требований правил пожарной безопасности лежит на Администрации Новорахинского сельского поселения, которая и должна устранить их в определенный срок до 1 ноября 2011 года.

Помощник прокурора Крестецкого района Филиппова Н.П. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, заявленные исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по НО - главного государственного инспектора отдела ГПН Крестецкого и Демянского районов Андреев Р.С. исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал.

Представитель Администрации Новорахинского сельского поселения Серегина С.В. с исковыми требованиями прокурора была согласна, однако ссылалась на недостаточность финансовых средств для их выполнения, незапланированность средств в бюджете на их выполнение, и просила установить больший срок. Помимо этого ссылалась также на то, что во многих населенных пунктах проживает менее 50 человек и это позволяет не устанавливать в них источники противопожарного водоснабжения.

Заслушав мнение указанных лиц, участвующих в деле, огласив, проверив и исследовав письменные доказательства, суд полает, что исковые требования Прокурора Крестецкого района подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. С учетом того, что по настоящему делу прокурор обратился в суд для обеспечения пожарной безопасности в защиту интересов неопределенного круга лиц (круг лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела) лиц, проживающих и находящихся в п. Крестцы, суд полагает, что прокурор Крестецкого района действовал в рамках представленных ему законом полномочий.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года (в последующих редакциях) под требованиям пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, под мерами пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (статья 1); к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (статья 19).

Согласно статье 6 часть 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона.

В силу статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (пункт 2); обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара (пункт 6); обеспечение связи и оповещения населения о пожаре (пункт 7); организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (пункт 8).

Согласно статье 62 указанного закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным законом (часть 3).

В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения (часть 2).

Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях (пункт 11), дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года (пункт 89), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90), При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94); на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны (пункт 114).

В силу пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп, для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м.

Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о наличии нарушений требований пожарной безопасности, установленных вышеуказанными законами и иными нормативными актами. Суд полагает доказанным факт наличия следующих нарушений требований пожарной безопасности.

Территории общего пользования населенных пунктов Новорахинского сельского поселения Самлово, Рогвино, Поцепиха, Оринец, Крутой Берег, Колокола, Клокшино, Китово, Каменка, Завысочье, Гряды, Железово, Гришкино, Вильи Горы, Ярынья, Озерки, Топорково, Нароново, Тарбаево, Мельница, Старково, Кукуево, не обеспечены в нарушение статьи 19 Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В населенных пунктах Новорахинского сельского поселения Кукуево, Китово, Клокшино, Колокола, Ярынья, Болошково, Вильи Горы, Гришкино, Гряды, Железово, Завысочье, Каменка, Колокола, Крутой Берег, Мельница, Озерки, Оринец, Рогвино, Самлово, Тарбаево, Топорково, в нарушение пункта 114 ППБ-01-03 не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В населённых пунктах Новорахинского сельского поселения Завысочье, Кашино, Китово, Крутой Берег, Переезд, Рогвино, Старково, Топорково, Ярынья в нарушение пункта 90 ППБ-01-03 водоисточники не обозначены соответствующими указателями (объемными со светильником или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, а также направления движения к ним.

В населённых пунктах Новорахинского сельского поселения Литвиново, Нестеровичи, Ракушино в нарушение пункта 94 ППБ-01-03 не устроены подъезды с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей к источникам противопожарного водоснабжения для проезда пожарной техники к ним в любое время года.

Источники наружного противопожарного водоснабжения в населенных пунктах Новорахинского сельского поселения Новое Рахино, Литвиново, Старое Рахино, Ракушино, Соменка, Еваничи, Заречье, Ламерье Оринец, Локотско в нарушение пункта 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» находятся на расстоянии в радиусе более 100 метров (исходя из технических возможностей мотопомпы) из условия обслуживания ими зданий.

В населённых пунктах Тарбаево, Гряды, Клокшино, Каменка, Кукуево Новорахинского сельского поселения в нарушение статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 114 ППБ-01-03 отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения и источники противопожарного водоснабжения.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами и не оспаривались Представителем Администрации Новорахинского сельского поселения.

Устранения вышеизложенных нарушений правил пожарной безопасности законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений то есть администрацию Новорахинского сельского поселения.

Представитель Администрации Новорахинского сельского поселения в судебном заседании ссылалась на положения статьи 68 часть 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которым допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.

Однако суд считает, что данное положение должно увязываться в совокупности с другими номами законодательства, а именно, что в силу пункта 114 ППБ-01-03, на территории сельских населенных пунктов, должны иметься запасы воды для целей пожаротушения, а в соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

В связи с этим полное отсутствие на территории сельского населенного пункта источников противопожарного водоснабжения и запасов воды не может быть признано допустимым, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье проживающих в населенном и пункте людей.

В населённых пунктах Тарбаево, Гряды, Клокшино, Каменка, Кукуево Новорахинского сельского поселения имеются хозяйства постоянного населения, постоянно проживают жители.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данные населенные пункты в целях обеспечения пожарной безопасности должны иметь запасы воды и противопожарное водоснабжение для наружного пожаротушения.

Помимо этого, в указанной норме речь идет о поселении, под которым понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), а не о населенном пункте, с числом жителей до 50 человек. Однако на территории Новорахинского сельского поселения проживает более 50 человек, при этом необходимо учитывать, что в указанные деревни на летний сезон, выделяющийся пожароопасностью, для проживания приезжает большое число людей, превышающее количество зарегистрированных там по месту пребывания и месту жительства.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающего организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), исполняется ее руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суд либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные законом.

В исковом заявлении прокурор Крестецкого района просил установить срок для исполнения решения суда до 1 ноября 2011 года. Однако, принимая во внимание, что настоящее решение выносится 19 июля 2011 года, до указанной даты остается чуть более трех месяцев, что явно недостаточно для устранения всех указанных недостатков, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения правил пожарной безопасности, до 1 апреля 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковое заявление Прокурора Крестецкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Новорахинского сельского поселения Крестецкого муниципального района Новгородской области в срок до 1 апреля 2012 года:

  1. Обеспечить первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем территории общего пользования населенных пунктов Самлово, Рогвино, Поцепиха, Оринец, Крутой Берег, Колокола, Клокшино, Китово, Каменка, Завысочье, Гряды, Железово, Гришкино, Вильи Горы, Ярынья, Озерки, Топорково, Нароново, Тарбаево, Мельница, Старково, Кукуево Новорахинского сельского поселения.
  2. Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в населенных пунктах Кукуево, Китово, Клокшино, Колокола, Ярынья, Болошково, Вильи Горы, Гришкино, Гряды, Железово, Завысочье, Каменка, Колокола, Крутой Берег, Мельница, Озерки, Оринец, Рогвино, Самлово, Тарбаево, Топорково Новорахинского сельского поселения;
  3. Установить указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника, а также направление движения к ним, у водоисточников в населенных пунктах Завысочье, Кашино, Китово, Крутой Берег, Переезд, Рогвино, Старково, Топорково, Ярынья Новорахинского сельского поселения;
  4. Устроить подъезды к источникам противопожарного водоснабжения с площадками с твердым покрытием размером не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в населённых пунктах Литвиново, Нестеровичи, Ракушино Новорахинского сельского поселения;
  5. Принять меры по обеспечению противопожарным водоснабжением для наружного пожаротушения в населённых пунктах Тарбаево, Гряды, Клокшино, Каменка, Кукуево Новорахинского сельского поселения;
  6. Принять меры по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные пункты Новое Рахино, Литвиново, Старое Рахино, Ракушино, Соменка, Еваничи, Заречье, Ламерье Оринец, Локотско Новорахинского сельского поселения на расстоянии в радиусе не более 100 метров из условия обслуживания ими зданий.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2011 года

Председательствующий

Судья Окуловского районного суда                                             Сорокин Е.О.