Дело № 2-528 / 2011 Именем Российской Федерации город Окуловка «25» августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Мартин Ю.Б., с участием помощника прокурора Окуловского района Седова Д.В., представителя ответчика Администрации ***** Аревкина М.Р., представителя ответчика Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Жоголь А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Окуловского района к Администрации ***** и Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области об обязании совершить действия, направленные на соблюдение правил противопожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Администрацию ***** и Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области совершить действия по обеспечению противопожарной безопасности на территории Котовского сельского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. требования уточнил, просив обязать Администрацию Котовского сельского поселения Окуловского района устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оборудовать источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территорию населенного пункта п. ***** и п. *****, оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее ***** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 в срок до ***** года; - обеспечить в п. ***** и п. ****** разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в соответствии с пунктом 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 в срок до ***** года; - обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от хозяйственных и жилых построек, расположенных в начале и конце улицы ***** и в районе ул. *****, конец ул. ***** до лесных массивов в соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в срок до ***** года. Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в срок до ***** года разработать и провести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения и обеспечивающие соблюдения противопожарного расстояния от хозяйственных и жилых построек, расположенных в конце ул. **** до лесных массивов в соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Представитель ответчика Администрации ***** Аревкин М.Р. исковые требования признал, за исключением обеспечения соблюдения противопожарного расстояния от хозяйственных и жилых построек, расположенных в начале и конце улицы ***** до лесных массивов, поскольку полагает, что лесной фонд, расположенный в п. ***** относится к войсковой части, а значит распоряжаться им могут лишь федеральные органы исполнительной власти. Пояснил, что ***** года в адрес Федерального государственного учреждения эксплуатации и расквартирования направлен запрос об обеспечении пожарных разрывов, но до настоящего времени ответ на запрос не получен. Представитель ответчика - Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Жоголь А.Н. согласился с исковыми требованиями. Пояснил, что Комитетом не было предусмотрено создание противопожарных разрывов по границам с населенными пунктами, финансирование на эти цели в ***** году не выделено. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, начальник ОНД по Маловишерскому и Окуловскому районам Захаров С.А. поддержал исковые требования прокурора Окуловского района. Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.п.8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности; создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения. В соответствии с п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее Правил) установлено, что органами местного самоуправления в пределах своей компетенции для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно п.4. ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.63 Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно ч.15 ст.69 Закона противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно ч.1 ст.75 Закона противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. В судебном заседании установлено, что Администрацией ***** вышеуказанные требования федерального законодательства не выполняются, а именно: не оборудованы источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территория населенного пункта п. ***** в районе улиц ***** и в п. ***** в районе ул. *****. Пожарные водоемы отсутствуют. У естественного водоисточника (река) отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее ***** м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Кроме того, противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых построек, расположенных в начале и конце улицы ***** п.***** и конец ул. ***** до лесных массивов менее 15 метров. Также в нарушение вышеуказанных норм Администрацией ***** не обеспечена разработка и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Согласно ч. 1 ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии со ст.82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 7.1); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 7.2). Согласно ч.1 и ч.2 ст.53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. В соответствии с п.1.1 Положения о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее Положение), утвержденного постановлением Администрации области от 08.06.2009 N 183 указанный орган исполнительной власти ***** области осуществляет государственные функции и реализует полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Согласно ч. 3.2. раздела 3 Положения Комитет в установленном порядке организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, в том числе: - координирует действия авиационных и наземных подразделений, осуществляющих охрану и защиту лесных участков, находящихся в собственности области, а также в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; - разрабатывает планы тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности области, а также в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; - организует противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности области, а также в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд находит обоснованным довод истца о том, что в результате бездействия органов местного самоуправления и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области не обеспечено соблюдение установленных законом правил противопожарной безопасности, имеется угроза уничтожения лесных насаждений, повреждения объектов инфраструктуры, возникновения иных последствий чрезвычайных ситуаций, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан, уничтожения и повреждения имущества физических и юридических лиц, в том числе государственного и муниципального имущества. Довод представителя ответчика Администрации ***** об отсутствии полномочий по распоряжению участками лесного фонда, находящимися на территории п. *****, объективно не подтверждены в судебном заседании. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и возможности их удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора - удовлетворить. Обязать Администрацию ***** устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оборудовать источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров территорию населенного пункта п. ***** в районе улиц ***** и п.***** в районе ул.*****, конец ул.*****, оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее ***** метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 в срок до ***** года; - обеспечить в п. ***** и п. ***** разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в соответствии с пунктом 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 в срок до ***** года; - обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от хозяйственных и жилых построек, расположенных в начале и конце улицы ***** п. ***** и в районе ул.*****, конец ул.***** до лесных массивов в соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в срок до ***** года. Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в срок до *****года разработать и провести мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения и обеспечивающие соблюдение противопожарного расстояния от хозяйственных и жилых построек, расположенных в конце ул. ***** п. **** до лесных массивов в соответствии с ч.1 ст.75 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения. (17 часов 00 минут 30 августа 2011 года) Председательствующий: Н.В. Новикова