Дело № 2-290/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Окуловка «12» августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Мартин Ю.Б., с участием Федорова Б.И., представителей истца Андреева И.В. и Степановой Л.Б., представителя ответчика Гончарука А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Б.И. к Администрации ***** о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании включить в список граждан, изъявивших желание получит компенсацию, У С Т А Н О В И Л : Федоров Б.И. обратился в суд с иском к Администрации ***** об оспаривании постановления от №*****, которым ему, как участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом, считает данное постановление незаконным, и просит его отменить, так как полагает, что проживает в доме, расположенном по адресу: *****, непригодном для проживания. Кроме того, истец просит обязать ответчика включить его в список граждан, изъявивших желание получит компенсацию. В судебном заседании истец Федоров Б.И. и его представители поддерживали требования по указанным основаниям, пояснив, что на основании постановления Администрации №**** он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании акта обследования жилого помещения, в состав семьи включен он и его жена. Однако постановлением Администрации №***** года отменено действие постановления №***** года, и он снят с данного учета, в виду того, согласно справке БТИ ***** от ***** года, износ жилого дома, в котором он проживает, составляет *****% по состоянию на ***** года. Сторона истца полагает, что жилое помещение, занимаемое Федоровым Б.И., не соответствует требованиям действующего законодательства - прогнили бревна, из которых построен дом, из-за чего нарушен микроклимат внутри помещения. Представитель ответчика Администрации ***** Гончарук А.Н. не согласился с исковыми требованиями, пояснив, что постановление №*****года вынесено на основании сведений об износе жилого дома, принадлежащего Федорову Б.И., составившем ***** %, предоставленных БТИ *****. Свидетели «С» показала, что дом построен в ***** году и к настоящему времени пришел в непригодное состояние: необходимо менять крышу, так как местами на ней раскололся шифер, под него поступает влага, отчего гниют балки. Свидетель «Д» показал, что данный дом принадлежит его дедушке. С виду он находится в удовлетворительном состоянии, однако необходимо менять крышу, так как стропила прогнили. Стены также пришли в непригодность, в доме сырость. Подвал прогнил. Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение или действие органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых действий или решений органов государственной власти или должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия или приняли оспариваемые решения. В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела, установлено, что ***** года, Федоров Б.И. как участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обратился в Администрацию с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Постановлением Администрации №***** Федоров Б.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст.51, ч.3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ. Постановлением Администрации № ***** Федорову Б.И. отказано в признании нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отменено действие постановления № ***** года. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ («О ветеранах» (далее - Закон), обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; Таким образом, участники Великой Отечественной войны, подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законном от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Статья 23.2 Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам и обеспечению их жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п.3.1 ст.23.2 названного Закона, по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Согласно п.1.2. Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан (далее - Порядок), утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78, право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют отдельные категории граждан, местом жительства которых является Новгородская область, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса российской Федерации участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п.2.1 Порядка, для получения единовременной денежной выплаты, граждане, указанные в пункте 1.2. Порядка, предоставляют в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства следующие документы: заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к Порядку (далее заявление); копию паспорта; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к указанным в пункте 1.2. настоящего Порядка категориям граждан (удостоверения); справку с места жительства о составе семьи и занимаемой жилой площади или выписку из домовой книги; выписку (справку) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или органа, уполномоченного осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», о наличии (отсутствии) сведений о зарегистрированных правах на жилые помещения у гражданина; нотариально заверенную доверенность в случае представления интересов заявителя доверенным лицом. В судебном заседании с достоверностью установлено, что истец Федоров Б.И. согласно представленному удостоверению, относится к категории граждан, которые в соответствии с п. 1.2 Порядка имеет право обратиться с заявлением на получение единовременной денежной выплаты, как участник Великой Отечественной войны. Кроме того, истцом в орган местного самоуправления по месту своего жительства были представлены все необходимые документы, предоставление которых предусмотрено в п.2.1 Порядка. Истец Федоров Б.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: *****. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно выводам заключения эксперта №***** года, техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: ***** оценивается как неудовлетворительное. Следы увлажнения и гнили на нижних венцах, следы увлажнения и гнили в местах сопряжения оконных коробок со стеклопакетами свидетельствуют о том, что параметры микроклимата не обеспечивают нормативные показатели теплозащиты и соблюдение температурно-влажностного режима помещений, следовательно, эксплуатационные характеристики дома не обеспечивают комфортность жилища. Конструкции дома имеют повреждения, ухудшающие эксплуатационные свойства жилого дома в целом, что не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Следы увлажнения и гнили на стенах подвала, щели в полу, следы увлажнения и гнили в местах сопряжения оконных коробок со стеклопакетами свидетельствуют о нарушении температурно-влажностного режима, что не соответствует требованиям п.15 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции « и п.4 СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Высота помещений от пола до потолка, равная 2,35 м, не соответствует требованиям п.22 «Положения». Проведение капитального ремонта, предусматривающего приведение в исправное состояние конструктивных элементов дома, экономически не целесообразно, так как общая стоимость ремонтных работ составляет от 70 % до 83% от восстановительной стоимости дома. Эксплуатация конструктивных элементов дома возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Физический износ жилого дома в целом составляет 47%. Износ несущих конструкций дома, к которым относятся фундаменты, стены, перекрытия и стропильная система (крыша), составляет 51%, моральный износ - 45%. На момент обследования жилой дом непригоден для постоянного проживания. Основанием для признания жилого дома непригодным для постоянного проживания является несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания, а именно нарушение температурно-влажностного режима помещений. В связи с тем, что жилой дом не удовлетворяет требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания, существует угроза для здоровья граждан при проживании в исследуемом жилом доме. С учетом физического износа жилого дома, его техническое состояние оценивается как неудовлетворительное. Жилой дом не является ветхим. Хотя экспертом, жилой дом Федорова Б.И., не признан ветхим, но условия проживания в доме не соответствуют предъявляемым действующим законодательством. В данной правовой ситуации, согласно заключению эксперта, для того, чтобы жилой дом соответствовал требованиям действующего законодательства, необходимо сделать капитальный ремонт. Вместе с тем, с учетом года постройки дома - *****, состояния жилого помещения, суд полагает обоснованным вывод эксперта об экономической нецелесообразности капитального ремонта. Пунктом 2.3. Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано во включении в соответствующий список. В судебном заседании установлено, что заявителем был представлен необходимый пакет документов для получения единовременной денежной выплаты, предусмотренный Порядком. Иных оснований для отказа во включение в соответствующий список, в судебном заседании не установлено. Учитывая все обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Федорова Б.И. обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой судебной строительной экспертизы в сумме ****** рублей. Суд не усматривает оснований для включения в судебные расходы истца, издержек, понесенных на оплату услуг специалиста ООО «НЭКСИ», поскольку истец обратился в данное учреждение перед обращением в суд, а выводы, имеющиеся в заключении, опровергаются выводами судебной строительной экспертизы. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Федорова Б.И. - удовлетворить частично. Отменить постановление Администрации Окуловского городского поселения №***** об отмене постановления Администрации Окуловского городского поселения №***** года. Обязать Администрацию Окуловского городского поселения восстановить Федорова Бориса Ивановича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ***** года и включить Федорова Б.И. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Решение суда в этой части подлежит исполнению в течение 10 дней со дня вступления в законную силу. Взыскать с Администрации ***** в пользу Федорова Б.И. судебные расходы в сумме ****** рублей. В удовлетворении остальной части требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (17 часов 00 минут 17 августа 2011 года). Председательствующий: Н.В. Новикова