Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Окуловка «15» августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семичевой Е.Н., при секретаре Андреевой Ю.Е., с участием помощника прокурора ***** района Седова Д.В., ответчиков - представителей ***** городского поселения Гончарук А.В., и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности ****** области Жоголя А.Н., третьего лица - представителя отдела надзорной деятельности по ****** и *****районам ГУ МЧС России по ***** области Захарова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора ***** района **** области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации ***** городского поселения и Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности по ***** области об обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор ***** района ***** области в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации ***** городского поселения и Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности по ***** области о совершении определенных действий, в котором просит обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до **** года, а именно Администрацию ***** городского поселения обязать выполнить мероприятия по обеспечению наружного противопожарного водоснабжения в районах улиц ******** г. **** ******* области, обеспечить территории ***** городского поселения наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения, обеспечить разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районе улиц **** г. *** ****** области до лесных массивов. Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности ***** области в тот же просит обязать выполнить мероприятия, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения, разработать мероприятия, обеспечивающие соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районе улиц ******* г. **** ******области до лесных массивов. Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. В ходе проверки проведенной представителями прокуратуры и отдела надзорной деятельности по ***** и ***** районам ГУ МЧС России по ***** области были выявлены указанные выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные Администрацией ***** городского поселения. Кроме того, указывает, что Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности ***** области, который является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов обязан в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, Положения о Комитете осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, которые включают в себя, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, разрабатывать планы тушения пожаров. Бездействие же органов местного самоуправления и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности ****** области по обеспечению соблюдения установленных законом правил противопожарной безопасности, может повлечь за собой угрозу уничтожения лесных насаждений, повреждения объектов инфраструктуры, возникновения иных последствий чрезвычайных ситуаций, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан, уничтожения и повреждения имущества физических и юридических лиц, в том числе государственного и муниципального имущества. При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел надзорной деятельности по **** и ***** районам УНД ГУ МЧС России по ***** области. В судебном заседании помощник прокурора ***** района ***** области Седов Д.В., представил заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит обязать Администрацию **** городского поселения устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить наружное противопожарное водоснабжение в районе улиц ****в г. **** *****области в срок до ***** года; обеспечить территории **** городского поселения наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения в срок до ***** года; обеспечить разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в районе улиц *******в г. **** ******* области в срок до *** года; обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районе улиц: ******** в г. **** ****** области до лесных массивов не менее 50 метров в срок до ****** года. А также просит обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности ****** области в срок до ***** года обеспечить разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения и обеспечивающие соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районе улиц: ********** в г. ***** ********* области до лесных массивов не менее 50 метров. Уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации **** городского поселения по доверенности Гончарук А.В., уточненные исковые требования признал, предписание Государственного инспектора по пожарному надзору не оспаривал. Представитель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности по ******* области по доверенности Жоголь А.Н., с уточненными исковыми требованиями согласился. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, начальник ОНД по ****** и ***** районам ГУ МЧС России по ****** области Захаров С.А., считает исковые требования прокурора обоснованными. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданский прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании статей 20, 34 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится в силу пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения. Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года (далее - ППБ 01-03), установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений. В соответствии с п.6 ч.2 ст. 39 Устава ****** городского поселения объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров, находятся в муниципальной собственности ****** городского поселения. Согласно пункту 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В силу п. 4. ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органамиместного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Как следует из содержания статьи 63 Закона к первичным мерам пожарной безопасности отнесено и обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. На основании ч. 1 ст. 62 Закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.2 ст. 62 Закона). Пунктом 2 ч. 2. ст. 68 Закона предусмотрено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно п. 4.1. СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года N 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Согласно ч. 15 ст. 69 Закона противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Закона противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров. Из пункта 27 ППБ 01-03 следует, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. В судебном заседании факт несоблюдения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах ****** городского поселения со стороны Администрации ****** городского поселения, на которую законом возложено выполнение данной обязанности, нашел свое подтверждение, и представителем Администрации не оспаривался. Кроме того, судом также установлено, что в силу ч. 1 ст. 51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии со ст. 82 Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 7.1);организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 7.2). Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Кодекса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров. В соответствии с п. 1.1 Положения о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности ***** области (далее - Положение), утвержденного постановлением Администрации области от 08.06.2009 года N 183 указанный орган исполнительной власти ****** области, осуществляет государственные функции и реализует полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности. Частью 3.2. раздела 3 Положения установлено, что Комитет в области лесных отношений осуществляя свои полномочия в установленном порядке организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности); разрабатывает планы тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности области, а также в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;организует противопожарное обустройство лесов, в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности области, а также в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Из предоставленной Комитетом информации «Об устройстве противопожарных разрывов» от 25.05.2011 года за № 1458/0 следует, что в проектах противопожарного обустройства, разработанных по лесхозам в 2000 году, Комитетом не было предусмотрено создание противопожарных разрывов по границам с населенными пунктами. В связи с этим требуется проведение нового проектирования мер пожарной безопасности с учетом требований, новых норм законодательства. Кроме того, финансирование Комитетом на эти цели в 2011 году не предусмотрено. Данные обстоятельства представителем Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности ****** области в судебном заседании, не оспаривались. Учитывая то, что в судебном заседании было установлено не соблюдение ответчиками требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При определении срока, в течение которого ответчики должны выполнить необходимые мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, с учетом характера и степени сложности обязывающего решения, организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а также финансовых возможностей ответчиков, суд полагает необходимым согласиться с предложением истца, поскольку находит сроки, определенные в заявлении об уточнении требований разумными и достаточными для выполнения указанных работ. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора ******* района удовлетворить. Обязать Администрацию ****** городского поселения обеспечить территории ******* городского поселения наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пожарным водоемам, к входам в здания и сооружения, в соответствии с требованиями п. 27 ППБ 01-03, в срок до ******* года; - обеспечить наружное противопожарное водоснабжение район улиц ********* в г. ***** ******* области, в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, СП 8.13130.2009, в срок до ***** года; - обеспечить разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения в районах улиц ************* в г. **** ****** области, в соответствии с требованиями п. 112 ППБ 01-03, в срок до ***** года; - обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районе улиц ******** в г. **** ****** области до лесных массивов не менее 50 метров, в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, ч.15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, в срок до ****** года. Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности ******** области в срок до ***** года обеспечить разработку и проведение мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения и обеспечивающие соблюдение противопожарного расстояния от границ застройки в районах улиц ******* в г.*** ***** области до лесных массивов не менее 50 метров, в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, ч.15 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (19 августа 2011 года). Председательствующий: Е.Н. Семичева