Решение по делу



                                                                                                                                                  Дело № 2-452/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Окуловка                                                                                                  _____ 2011 года

                  Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семёнова Д.А., при секретаре Нестеровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Окуловского района Новгородской области к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области о ликвидации свалки отходов и рекультивации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

                  Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вывести отходы с несанкционированной свалки, расположенной на участке лесного фонда (** лесной квартал *** участкового лесничества) площадью около *** кв.м., расположенная в ***метрах от д.Завод у автодороги сообщением д.Завод - д.Перетно по левой стороне, и обязать осуществить рекультивацию земельного участка, на котором размещена несанкционированная свалка отходов.

                  В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

                  Представитель ответчика заместитель начальника отдела Окуловского лесничества комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Жоголь А.Н., действующий на основании доверенности №**** от 30.12.2010г., исковые требования не признал, пояснив, что уборка несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, находящихся на землях лесного фонда, не включена в перечень их обязанностей. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Их утилизация и переработки возложены в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Закона на органы местного самоуправления. У комитета отсутствует техника и средства для уборки.

                  Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил, что на участке местности лесного фонда - в **-ом лесной квартал *** участкового лесничества с левой стороны от автодороги сообщением д.Завод - д.Перетно в *** метрах от д.Завод Окуловского района Новгородской области имеется несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов и отходов продуктов питания площадью около *** кв.м. Данный факт подтвержден актом осмотра местности, фотографиями свалки, и не оспаривается участниками судебного процесса.

                  В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального Закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

                  В соответствии со ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

                  Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

                  Согласно ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

                  Статьями 13, 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

                  Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в распоряжении Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, что не оспаривается представителем Комитета.

                  Таким образом, суд считает требования прокурора в части обязанности Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                  Рассматривая требования прокурора в части обязанности Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области осуществить рекультивацию земельного участка, суд не находит оснований для их удовлетворения.

                  Рекультивация земель есть искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенного в результате человеческой деятельности.

                  Статьей 13 Земельного кодекса РФ обязанность по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

                  В соответствии с п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

                  Таким образом, при разрешении требования прокурора в данной части подлежит доказыванию не только факт складирования бытовых отходов, но и тот факт, что в результате этих действий был причинен вред плодородному слою почвы.

                  Частью 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ установлено, что оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

                  В деле не содержится каких-либо доказательств факта нарушения плодородия почвы на участке, на котором расположена свалка.

                  С учётом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

                  Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области осуществить вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной на участке лесного фонда - в **-ом лесной квартал *** участкового лесничества с левой стороны от автодороги сообщением д.Завод-д.Перетно в *** метрах от д.Завод Окуловского района Новгородской области.

                  Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области осуществить указанные действия в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

                  В удовлетворении требований прокурора Окуловского района об обязательстве ответчика осуществить рекультивацию земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, отказать.

                  Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течении 10 дней.

Председательствующий                                    Д.А.Семёнов