Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Окуловка «24» августа 2011 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Семичевой Е.Н., при секретаре Андреевой Ю.Е., с участием истца Смирновой А.И., представителя ответчика Администрации *** городского поселения Сутугиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Смирновой Анны Ивановны об оспаривании постановления Администрации **** городского поселения об отказе в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения по договору социального найма и обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания с заключением договора социального найма на данное жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Смирнова А.И., обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Администрации ***** городского поселения № *** от *** года об отказе в признании ее малоимущей и обязать ответчика предоставить ей жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, а также заключить договор социального найма на данное жилое помещение. Свои требования мотивировала тем, что она зарегистрирована и проживает в доме № * по ул. **** в г.***** области, совместно с ней зарегистрирован и проживает ее сын - инвалид С., *** года рождения. Постановлением Администрации **** городского поселения № *** от **** года на основании заключения межведомственной комиссии данный дом признан непригодным для проживания. **** года она обратилась к ответчику с заявлением о признании ее семьи малоимущей и предоставлении жилого помещения по договору социального найма, приложив все необходимые документы. Однако ей было отказано в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Считает данное постановление незаконным, поскольку жилой дом, в котором проживает она и ее сын, не отвечает требованиям, предусмотренным законом, а ссылку ответчика на ее имущественное положение не соответствующим действительности. По ее мнению, она является малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, у Администрации ****городского поселения оснований для отказа в признании ее малоимущей и предоставления жилого помещения, пригодного для постоянного проживания не имелось. В судебном заседании истец Смирнова А.И., исковые требования уточнила, окончательно сформулировав их следующим образом: просила признать незаконными постановление Администрации **** городского поселения № *** от *** года об отказе в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения по договору социального найма, постановление № *** от **** года об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, и обязать Администрацию **** городского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, пригодное для постоянного проживания. Уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации **** городского поселения по доверенности Сутугина Т.В., с заявленными требованиями не согласилась, полагает, что постановление вынесено в соответствии с требованиями закона. Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетеля Д., исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3). В силу части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ (в редакции от 01.03.2011 года № 929-ОЗ) «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» (далее - Закон) определены основные понятия, используемые в настоящем областном законе. Из пункта 1 статьи 1 указанного Закона следует, что прожиточный минимум члена семьи (одиноко проживающего гражданина) это стоимостная оценка двух прожиточных минимумов, установленных Администрацией области для социально-демографической группы населения. Малоимущие граждане, имеющие право на предоставление им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в настоящем Законе указаны граждане, достигшие возраста 18 лет, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеющие размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в количестве двух прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относится заявитель и члены его семьи, на момент подачи заявления о предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. «б» п.3 ст.1 Закона). В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела установлено, что Смирнова А.И., является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****область г. **** ул. **** д. *. Вместе с ней в данном доме зарегистрирован и проживает ее сын С., являющийся инвалидом. Постановлением Администрации **** городского поселения от ***** года № *** на основании акта обследования помещения от **** года № ** и заключения межведомственной комиссии от **** года № ** данный жилой дом признан непригодным для проживания, поскольку не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. *****года Смирнова А.И., обратилась в Администрацию **** городского поселения с заявлением о признании ее семьи малоимущей и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением Администрации ***** городского поселения от ****года № *** истцу было отказано в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с Областным законом от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» и решением **** районного совета депутатов **** области от **** года № *** «Об установлении среднерыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в связи с превышением размера дохода над прожиточным минимумом и превышением стоимости имущества, находящегося в ее собственности, и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих над расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались. В статье 2 Закона указан перечень видов доходов, учитываемых при признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно части 2 данной статьи при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи в денежной и натуральной формах, в том числе: пенсии, проценты по банковским вкладам. Согласно части 2 статьи 3 данного Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих, относятся в том числе жилые дома. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона определение доходов и расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, при определении доходов граждан в целях признания их малоимущими, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в заявлении о постановке на учет. На основании части 2 в целях исчисления совокупного дохода семьи расчетный период принимается равным одному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления. В силу статьи 5 Закона размер среднемесячного дохода каждого члена семьи исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде. Сумма исчисленных таким образом среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде. Размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи. Постановлением Администрации **** городского поселения от *** года № *** Смирновой А.И., отказано в признании ее малоимущей в связи с превышением размера дохода над прожиточным минимумом и превышением стоимости имущества, находящегося в ее собственности, и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих над расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма. Вместе с тем, с таким выводом Администрации **** городского поселения и представленным расчетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, суд согласиться не может по следующим основаниям. Из справки ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в **** районе следует, что Смирнова А.И., является получателем пенсии по возрасту. Ее пенсия в течение первых десяти месяцев расчетного периода составила **** рубля ** копеек, в течение последующих двух месяцев расчетного периода составила **** рубля ** копеек. Согласно справке ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в **** районе Смирнов И.В., также является получателем пенсии по инвалидности. Размер его пенсии в течение первого месяца составлял * рублей ** копеек, в течение второго месяца составляла **** рублей ** копейки, в течение последующих * месяцев - *** рубля ** копейку, в течение последующих двух месяцев - **** рублей ** копеек. Таким образом, среднемесячный доход каждого члена семьи Смирновой А.И., составит для Смирновой А.И., (****): 12 = **** рубль ** копеек. Для Смирнова И.В., среднемесячный доход составит (****): 12 = ****рубля ** копеек. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде составит ****рублей **копейки. Размер же среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи истицы, в расчетном периоде составит ******: 2 = **** рубля ** копеек. Как следует из расчета размера дохода, представленного ответчиком, при определении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания семьи малоимущей, также были учтены проценты по вкладу в сумме *** рублей ** копейка, а также остаток денежных средств по вкладу на имя Смирновой А.И., в сумме *****рублей ** копеек. Согласно сведениям, представленным ***** отделением № *** ОАО «******» на имя Смирновой А.И., имеются вклады: «******», остаток на **** года составляет **** рублей ** копеек, сумма причисленных процентов с **** года по **** года составляет *** рублей ** копейка; «****», остаток на ***** года - ***копеек; «****», остаток на ****года - ** рублей ** копеек. На имя С., имеется вклад «****», остаток на ****года - ***рубль ** копейки, сумма начисленных процентов составляет * рублей ** копеек. Как пояснила в судебном заседании Смирнова А.И., на вклад «****» она частично перечисляла свою пенсию. Иных доказательств, подтверждающих перечисление истцом на вклад «*****» иных, кроме пенсии, денежных средств, полученных от занятий какой-либо деятельностью, ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком при исчислении размера дохода, дважды была учтена пенсия истицы, что является недопустимым. Распоряжением Администрации Новгородской области от 11 апреля 2011 года № 91-рз установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров, как социально-демографической группы населения - 4845 рублей. Вместе с тем, учитывая, что Областным Законом прожиточный минимум члена семьи (одиноко проживающего гражданина) определен как стоимостная оценка двух прожиточных минимумов, установленных Администрацией области для социально-демографической группы населения, следует, что прожиточный минимум для пенсионеров составляет 4845 х 2 = 9 690 рублей. Таким образом, суд приходит к выводу, что среднемесячный совокупный доход семьи, приходящийся на каждого члена семьи истицы с учетом дохода учтенного по вкладу в виде процентов, составляет (****): 2 = *** рублей ** копейки, что составляет ниже прожиточного минимума, определенного Законом (**** рублей). Суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что при определении размера дохода, необходимо учитывать стоимость имущества, находящегося в собственности истицы и подлежащего налогообложению по следующим основаниям. В силу п.6 ст.6 Закона при определении стоимости имущества не учитывается имущество, по которому предоставлены льготы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Согласно представленным документам Смирнова А.И., имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: ***** область г. *** ул. ***** д. *. По справке ***** отделения **** филиала ФГУП «********* - **** БТИ» его действительная стоимость на ****год составляет *****рублей. В соответствии с п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 (в редакции от 27.07.2010 года) «О налогах на имущество физических лиц» жилой дом признается объектом налогообложения. Из п.1 ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» следует, что от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды первой и второй групп. Пунктом 2 этой же статьи определено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Как следует из представленных документов, истица Смирнова А.И., является как инвалидом второй группы, так и пенсионером, следовательно, она освобождена от уплаты налога на строение в силу ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований учитывать стоимость имущества - жилого дома, при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признании семьи малоимущей, у ответчика не имелось. Поэтому суд считает, что требования истицы в части признания незаконным Постановления Администрации **** городского поселения от ***** года № *** об отказе в признании Смирновой А.И., малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с превышением размера дохода над прожиточным минимумом и превышением стоимости имущества, находящегося в ее собственности, и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих над расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма, подлежит удовлетворению. По мнению суда, также подлежат удовлетворению требования истицы о признании незаконным Постановления **** городского поселения от ****года № *** об отказе в принятии на учет Смирновой А.И., в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и обязании ответчика предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Как установлено в судебном заседании Постановлением Администрации *** городского поселения от **** года № ***, на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от **** года, жилой дом, расположенный по адресу: г. **** ул. **** д. *, в котором проживает истица и члены ее семьи, признан непригодным для проживания. Проживание истца Смирновой А.И., и членов ее семьи в непригодном для проживания жилом помещении представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался, данный факт, что дом непригоден для проживания, подтверждается заключением межведомственной комиссии, а также показаниями свидетеля Д., допрошенной в судебном заседании, которая подтвердила, что дом, в котором проживает истица старый и полуразрушен. В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. Учитывая то, что Администрацией **** городского поселения было необоснованно отказано в признании истицы малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, а также, принимая во внимание то, что жилой дом истицы, в установленном порядке признан не пригодным для проживания, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению истицы и членов ее семьи жильем лежит на органах местного самоуправления, в компетенцию которых входит это полномочие. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом характера и степени сложности обязывающего решения, организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок до **** года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Смирновой Анны Ивановны об оспаривании постановлений Администрации *** городского поселения, предоставлении жилого помещения, пригодного для постоянного проживания с заключением договора социального найма на данное жилое помещение, удовлетворить. Признать незаконными и отменить Постановление Администрации **** городского поселения № *** от *** года, которым Смирновой Анне Ивановне отказано в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, Постановление Администрации **** городского поселения № *** от **** года которым Смирновой Анне Ивановне отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Обязать Администрацию **** городского поселения **** области предоставить Смирновой Анне Ивановне и члену ее семьи С., вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления, в срок до **** года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (31 августа 2011 года). Председательствующий: Е.Н. Семичева