Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                                                       «02» сентября 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,

при секретаре Андреевой Ю.Е.,

с участием помощника прокурора Седова Д.В.,

ответчика - представителя Администрации *** городского поселения Сутугиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску прокурора *** района к Администрации *** городского поселения о ликвидации свалки отходов,

                       

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор *** района **** области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Администрацию ***** городского поселения произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в *** метрах от д. **** по проселочной дороге сообщением д. **** (по пути следования через кладбище) - г. **** по правой и левой стороне. В обоснование заявленных требований указывает, что размещение бытовых отходов на территориях, не отведенных для этих целей, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Седов Д.В., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации **** городского поселения по доверенности Сутугина Т.В., иск признала.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 20, 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданский прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды.

Из статьи 3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с последующими изменениями и дополнениями, следует, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Часть 5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предписывает, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлятьсяв соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель (ч.1 ст.13 ЗК РФ).

Из содержания статьи 42 Земельного кодекса РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны осуществлению мероприятия по охране земель, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнения, захламления земельных участков.

Как установлено в судебном заседании из объяснений сторон и письменных материалов дела, в ходе проверки по соблюдению требований законодательства РФ об обращении с промышленными и бытовыми отходами, проведенной прокуратурой ***** района, было установлено, что в *** метрах от дер. ***** по проселочной дороге сообщением д. **** - г. *** (по пути следования через кладбище) по правой и левой стороне на территории, площадью около *** кв.м., обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов: пластиковых и стеклянных бутылок, металлических банок, разбитого шифера, элементов старой мебели.

Данный факт подтвержден актом осмотра местности, фотографиями свалки, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в черте ***** городского поселения.

В судебном заседании представитель ответчика Сутугина Т.В., не оспаривая, установленные обстоятельства, вместе с тем, пояснила, что в ближайшее время ликвидировать данную свалку не представится возможным, поскольку отсутствуют денежные средства, просила предоставить достаточный срок для ликвидации свалки.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные обязанности установлены п.1 ст.7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления и поселений.

Органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и коммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума (ст.13 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ).

В судебном заседании с достоверностью было установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в распоряжении Администрации ***** городского поселения, данный земельный участок под размещение бытовых отходов не отводился, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого ответчик должен выполнить необходимые мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, с учетом характера и степени сложности обязывающего решения, организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а также финансовых возможностей ответчика, суд полагает необходимым определить срок до **** года, который суд считает разумным и достаточным для выполнения указанных работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ***** района удовлетворить.

Обязать Администрацию **** городского поселения произвести вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в *** метрах от д. ***** ***** района по проселочной дороге сообщением д. ***** (по пути следования через кладбище) - г.**** по правой и левой стороне, в срок до ***** года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 10 дней через Окуловский районный суд.

Председательствующий:                                                   Е.Н.Семичева