Решение об обязании совершить определенные действия



Гражданское дело №***.

Решение

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011г.                                                                                 п.Крестцы

      Окуловский районный суд Новгородской области в составе:

судьи Федоровой Е.И.,

при секретаре Мельниковой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крестецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности обеспечить функционирование сети дошкольных образовательных учреждений,

установил:

Прокурор Крестецкого района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2011г. на территории Крестецкого городского поселения обеспечить функционирование сети дошкольных образовательных учреждений с общим числом мест не менее 189 для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В обоснование иска указано, что пунктом 11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации. Доступность подразумевает реальную возможность реализовать данное права всеми детьми, чьи родители (законные представители либо лица, их заменяющие) изъявили желание на получение ими бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п.28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666, а также Уставами дошкольных образовательных учреждений Крестецкого городского поселения, в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Проверкой прокуратуры установлено, что дети, чьи родители изъявили желание реализовать право на получение дошкольного образования, в дошкольные образовательные учреждения Крестецкого городского поселения не приняты, состоят в очереди в Комитете образования Администрации Крестецкого муниципального района и дошкольных образовательных учреждениях. В Крестецком городском поселении органом местного самоуправления на 01.09.2011г. дошкольным образованием охвачено 729 детей, причем обеспечено наличие только 485 мест в группах полного дня в дошкольных образовательных учреждениях. В группах полного дня и группах кратковременного пребывания только 187 детей в возрасте от 1 года до 3 лет получают дошкольное образование. В июне 2011г. в дошкольные образовательные учреждения Крестецкого городского поселения выдано 135 направлений. Ввиду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях Крестецкого городского поселения количество детей, достигших на 01.09.2011г. возраста 1,5лет и не посещающих дошкольные образовательные учреждения, состоящих на учете в связи с этим, составляет 80 человек, что нарушает конституционное право граждан на получение общедоступного образования. В соответствии с п.1.1 Методики определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной структуры норматив числа мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей составляет 60 мест на 100детей. Согласно информации отдела государственной статистики п.Крестцы по состоянию на 01.01.2010г. количество городского детского населения в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 315 человек. Таким образом, органом местного самоуправления должно быть обеспечено получение дошкольного образования детям в возрасте от 1 года до 3 лет в количестве 189 мест.

В судебном заседании прокурор Филиппова Н.П. иск и изложенные в заявлении доводы поддержала и пояснила, что на 1 сентября 2011г. дошкольным образованием охвачен 151ребенок возраста от 1 года до 3 лет: 119 детей в группах полного дня и 32 ребенка в группах кратковременного пребывания. Имеется возможность обеспечить дошкольным образованием еще 4 детей в группах полного дня и 19 детей в группах кратковременного пребывания. Не обеспечены дошкольным образованием 15 человек. Прокурор просит иск удовлетворить.

Представитель Администрации Крестецкого муниципального района Ф., выступающая по доверенности от 20.01.2011г. №***, против иска возражала, не оспаривала обязанность органа местного самоуправления обеспечить детей дошкольным образовательным учреждением, пояснила, что вопросы удовлетворения потребности в дошкольных образовательных учреждениях решается, планируется переоборудовать под здание детского сада общежитие ПУ №24, открыть дополнительную группу в детском саду №5. Однако проведение данных мероприятий требует финансовых средств, которые будут предусмотрены в бюджете муниципального района на 2012г. В связи с изложенным, просила установить более поздний срок для выполнения заявленных прокурором требований.

Представитель третьего лица комитета образования Администрации Крестецкого муниципального района С., выступающая по доверенности от 18.08.2011г. №***, признала обязанность органа местного самоуправления обеспечить дошкольное образование всем желающим, пояснила, что решается вопрос о переоборудовании под здание детского сада общежития ПУ №24, также имеется возможность открыть дополнительную группу в детском саду №5, в 2012году предусмотрено выделение субсидии бюджету района на организацию групп семейного воспитания. Однако в связи с тем, что средства на эти цели будут выделены только в 2012г., полагает необходимым установить более поздний срок для исполнения требований прокурора.

Представитель третьего лица комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, председателем комитета суду направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя комитета, в пояснениях по иску указано, что в целях оказания помощи Администрации Крестецкого муниципального района в решении вопроса создания дополнительных мест для дошкольных образовательных учреждений при согласовании проекта бюджета на 2012г. комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области выносит предложение о включении в областной бюджет субсидии бюджету Крестецкого муниципального района в 2012г. в размере 50млн.руб. на реконструкцию здания ОАОУ НПО «Профессиональное училище №24» под детский сад.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив предоставленные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Право граждан Российской Федерации на образование гарантировано статьей 43 Конституции Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в п. 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. №5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

        В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999г. №1683 -р (в ред.от 23.11.2009г.) норматив определяется на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м - для городской и 500 м - для сельской застройки); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.

Из справки отдела государственной статистики п.г.т. Крестцы видно, что на 1 января 2010г. численность городского детского населения составила до 1 года-97человек, от 1 года до 3 лет 315 человек.

Из предоставленных прокурором списков детей, получающих дошкольное образование и детей в возрасте от 1 года до 3 лет, состоящих в очереди на предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, следует, что дошкольным образованием охвачены не все дети, имеющие право на получение такого образования.

С учетом изложенного, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Однако принимая во внимание, что для исполнения требований прокурора требуются значительные финансовые затраты, не предусмотренные в бюджете муниципального района на 2011год, и поступление которых планируется в 2012году, а также учитывая, что до предложенного прокурором срока для исполнения заявленных требований остается незначительный период времени, суд считает необходимым в целях обеспечения ответчику реальной возможности исполнить решение суда установить срок для обеспечения на территории Крестецкого городского поселения функционирования сети дошкольных образовательных учреждений с требуемым количеством мест до 1 марта 2012г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.43 Конституции Российской Федерации, ст.197,198 ГПК РФ,

решил:

           Иск прокурора Крестецкого района удовлетворить.

           Обязать Администрацию Крестецкого муниципального района в срок до 1 марта 2012г.обеспечить на территории Крестецкого городского поселения функционирование сети дошкольных образовательных учреждений с общим числом мест не менее 189 для детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

            Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд в течение 10 суток.

Судья:                                                        Е.И.Федорова.