Решение о признании недействующим нормативного правового акта



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                                                         «30» августа 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,

при секретаре Андреевой Ю.Е.,

с участием старшего помощника прокурора Александровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-585 по заявлению прокурора Окуловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим решение Думы Окуловского муниципального района № 64 от 16.06.2011 года «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы», в обоснование заявленных требований указал, что принятое решение противоречит федеральному законодательству: Федеральному закону от 30.12.2004 года № 210-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Градостроительному кодексу РФ, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Окуловского муниципального района, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях поселений, на участием в планировании развития соответствующих территорий, включая развитие коммунальной инфраструктуры, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию противоречащим действующему федеральному законодательству и недействующим с момента принятия.

Определением Окуловского районного суда от 11 августа 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Окуловского муниципального района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Александрова В.А., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Думы Окуловского муниципального района и представитель Администрации Окуловского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суду об уважительных причинах своей неявки не сообщили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из объяснений представителя заявителя, письменных материалов дела, установлено, что 16 июня 2011 года Решением Думы Окуловского муниципального района № 64 утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы. Данное решение опубликовано 21 июля 2011 года в районной газете «Окуловский вестник» (специальный выпуск) № 41. В настоящее время данный правовой акт действует.

Судом выяснялись полномочия Думы Окуловского муниципального района по принятию оспариваемого решения.

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года полномочия представительных органов местного самоуправления могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 20 Устава Окуловского муниципального района Дума Окуловского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления Окуловского муниципального района и является его представительным органом.

Принятие планов и программ развития Окуловского муниципального района согласно п.п. 4 п. 1 ст. 22 Устава Окуловского муниципального района находится в исключительной компетенции Думы Окуловского муниципального района.

Таким образом, Дума Окуловского муниципального района, действуя в рамках предусмотренных действующим законодательством полномочий, решением от 16 июня 2011 года № 64 утвердила Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, в также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон) следует, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - программа строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона к полномочиям представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса отнесено утверждение в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (подпункт 1)

Как следует из положений части 1 статьи 11 Закона, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования.

В статье 9Градостроительного кодекса РФ (далее - также «Кодекс») определены общие положения о документах территориального планирования.

Так согласно ч.1 ст.9 Кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Кодекса, генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.

В силу части 1 ст. 24 Кодекса генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Из части 11 этой же статьи Кодекса следует, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

На основании части 1 ст. 28 Кодекса публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений проводятся в обязательном порядке с участием жителей поселений в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разработана и принята в отсутствие принятых документов территориального планирования поселений.

Как следует из пунктов 2, 5 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 года № 204, программа утверждается представительным органом муниципального образования на основании документов территориального планирования. При этом проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы.

В нарушение указанных требований действующего законодательства проект программы, утвержденной оспариваемым решением, не был опубликован в средствах массовой информации в установленный законом срок.

Согласно п. 6 ст.2 Закона под инвестиционной программой организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры понимается определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, вцелях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Исходя из требований частей 2, 3 ст. 11 Закона инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.10.2007 года N 99 утверждены Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, в соответствии с пунктом 2 которых инвестиционные программы разрабатываются организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем (системы) коммунальной инфраструктуры муниципального образования, используемых (используемой) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Согласно пункту 6 данных Методических рекомендаций, инвестиционную программу рекомендуется разрабатывать отдельно для каждой системы коммунальной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, теплоснабжение, электроснабжение, а также для объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Анализ приведенных выше положений Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Градостроительного кодекса РФ, позволяют сделать вывод о том, что Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не должна содержать конкретных мероприятий с указанием источников и объемов финансирования, которые в силу вышеуказанных требований закона должны быть определены инвестиционной программой, разработанной организацией коммунального комплекса на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, утвержденная оспариваемым решением Программа и приложение к ней содержит такие мероприятия, объемы и источники их финансирования. Кроме того, в программу включены мероприятия по строительству (модернизации) объектов теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, которые в силу п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения поселений.

Разрешая требования по существу, суд исходит из того, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решение Думы Окуловского муниципального района от 16.06.2011 года № 64 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы» устанавливает правовые нормы, которые обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть имеет характер нормативного правового акта.

Поэтому с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Решение Думы Окуловского муниципального района от 16.06.2011 года № 64 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы» является нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Решение Думы Окуловского муниципального района от 16.06.2011 года № 64 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы» противоречит нормам действующего законодательства, имеющим большую юридическую силу, что влечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на соответствующих территориях поселений, на участие в планировании развития соответствующих территорий, включая развитие коммунальной инфраструктуры, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора и признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта полностью со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Окуловского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать Решение Думы Окуловского муниципального района от 16 июня 2011 года № 64 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Окуловского муниципального района на 2011-2015 годы» недействующим полностью со дня его принятия.

Обязать Думу Окуловского муниципального района опубликовать сообщение об указанном решении после вступления его в законную силу в газете «Окуловский вестник», в которой ранее был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Окуловский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (05 сентября 2011 года).

Председательствующий:                                           Е.Н. Семичева