Решение об обеспечении инвалидов условиями доступа



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                       Р е ш е н и е                          Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                                                                               06 февраля 2012 года.                                                                                          

              Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Жолудева А.С., при секретаре Ивановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Межрайонной медико-социальной экспертной комиссии, Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Новгородской области, Федеральному государственному учреждению «*****» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области об обеспечении инвалидов условиями доступа к объекту социальной инфраструктуры,

                                     у с т а н о в и л:

              Прокурор Окуловского района, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрайонной медико-социальной экспертной комиссии об обеспечении инвалидов условиями доступа к объекту социальной инфраструктуры. Постановлением Администрации **** области от **** года № *** принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», согласно которой основными ее целями и задачами являются реализация мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, их беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов, увеличение доли инвалидов, вовлеченных в культурно-массовые мероприятия. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года. Здание Межрайонной медико- социальной экспертной комиссии (МСЭК), расположенное по адресу: г.***** является местом осуществления гражданами своих прав и законных интересов в социальной сфере.

Определениями Окуловского районного суда от 08 ноября, 05 декабря 2011 года и 18 января 2012 года в качестве соответчиков по делу привлечены Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Новгородской области, Федеральное государственное учреждение «*****» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области

          В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

         Представитель соответчика Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области Грибанов А.И. исковые требования не признал, пояснив, что в 2005 году ФГУ МСЭ в безвозмездное пользование было предоставлено помещение, расположенное по адресу: ***** Данное помещение используется как офис МСЭ, имеющий отдельный вход и, следовательно, ФГУ МСЭ обязано обеспечить инвалидов условиями доступа к объекту социальной инфраструктуры, оборудовав пандус у служебного входа учреждения МСЭК.

Представитель соответчика ФГУ «******» Васильева М.В. признаёт те нормы законодательства, которые положены в основу иска, но с иском не согласна, поскольку считает, что учреждением, которое она представляет, не чинит доступа в офис МСЭ. На основании договора от **** года собственник помещения ТУ ФА по управлению муниципальным имуществом по Новгородской области передал ФГУ «***» в безвозмездное пользование помещение общей площадью ***кв.м. В поэтажной экспликации здания, переданные помещения ограничены используемыми кабинетами и коридором. Крыльцо Учреждению передано не было. Согласно абз. *** п. ***Устава ФКУ «*****», утверждённого Приказом ФМБА России от **** г. имеет право выполнять функции государственного заказчика по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению, капитальному ремонту объектов капитального строительства, находящегося в оперативном управлении Учреждения. Установка пандуса, то есть реконструкция объекта капитального строительства не может быть произведена, поскольку запрещена Уставом, так как сам объект находится в безвозмездном пользовании. Таким образом, Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, осуществляющее оперативное управление указанным зданием и, являющееся собственником здания в целях реализации программы должно установить пандус в филиале-бюро № 9.

Представитель соответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месту судебного заседания извещён, представил отзыв, из которого следует, что административное здание МСЭК, расположенное по адресу: *** является федеральной собственностью, учтено в реестре федерального имущества, на него зарегистрировано право управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области. ТУ Росимущества в Новгородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

            В соответствии со ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 22.12.2008 г. №269-ФЗ), социальная защита инвалидов предусматривает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

        Статья 15 данного закона предусматривает, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

        Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

       Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

       В соответствии со ст.5 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработки, а также утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

Правительство РФПостановлением от 17.03.2011 №175 утвердило Государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Мероприятия Программы нацелены на реализацию до 2016 года и направлены формирование доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности.

         Приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, а так же приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, являются одним из элементов указанной программы.

        Реализация указанных мероприятий, в том числе приведение состояния зданий сооружений учреждений медико-социальной экспертизы в соответствие с требованиям строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (подраздел 4 раздела 5 программы) осуществляется Федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Финансирование мероприятий программы, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением организаций частных форм собственности, которые проводят работы по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения за счет собственных средств).

       Согласно п.5 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 № 906н Бюро выполняет следующие функции: проводит освидетельствование граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма; разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности; определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах); определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; разрабатывает и корректирует программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки; дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы; участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико- социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории; представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

          Распоряжением Территориального Управления Новгородской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от **** г. по договору о безвозмездном пользовании федеральному государственному учреждению «******» передано нежилое помещение общей площадью ***кв. метров, расположенное по адресу: *****

Согласно п. **** договора № *** к этому Распоряжению, «ссудополучатель» в лице «*****» (ГБ МСЭ по Новгородской области) обязан своевременно проводить за счёт своих средств текущий и капитальный ремонт.

Как следует из абз. ****Устава ФКУ «*****» Учреждение вправе выполнять функции государственного заказчика по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению, капитальному ремонту объектов капитального строительства, находящегося в оперативном управлении Учреждения.

Согласно ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, а также вправе произвести капитальный ремонт.

Таким образом, доводы представителя ответчика ГБ МСЭ по Новгородской области Васильевой М.В. в части того, что оборудование пандусом Бюро МСЭ № 9 должно быть осуществлено собственником помещений - Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области не состоятельны.

В связи с подготовкой Российской Федерации к ратификации Конвенции о правах инвалидов по указанию Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), ГБ МСЭ по Новгородской области составлен план мероприятий по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности для граждан с ограниченными возможностями в филиалах-бюро, в который включена разработка и утверждение проектно-сметной документации по оборудованию пандуса в филиале-бюро № 9 в первом полугодии 2010 года.

**** года утверждён план проводимых ФГУ «****» в период выполнения государственной программы «Доступная среда» 2011-2015 г.г., согласно которому в 2012 году Бюро МСЭ, в том числе № 9 должны быть оборудованы пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями (аппарели, подъёмники, перила, рельефно-контрастные полосы, места крепления колясок и др.)

В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание, что реализация первого этапа Программы предусмотрена до конца 2012 года, учитывая слабое финансирование ФГУ «******» комплекса мера, связанных с реализацией мероприятий, государственной программой «Доступная среда», принимая во внимание климатические условия - зимний и весенний периоды, существенно усложняющие строительства и монтажные работы, суд полагает возможным установить срок для оборудования пандусом Бюро МСЭ № 9 до *****.

       Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                             р е ш и л:

Обязать «****» оборудовать пандусом здание МСЭК - Бюро МСЭ № 9, расположенное по адресу: ****** в срок до ***** года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение тридцати дней через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (10 февраля 2012 года).                                                                       

                    Судья: