Решение об обеспечении инвалидов условиями доступа



                                                                                                                  Дело № ***

                                                       Р е ш е н и е Именем Российской Федерации

г.Окуловка                                                                                        ***** года

         Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Жолудева А.С., при секретаре Ивановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окуловского района, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации***** городского поселения, Администрации **** муниципального района и*** Сбербанк России в лице **** отделения № ***Сбербанк России об обеспечении инвалидов условиями доступа к объекту социальной инфраструктуры,

                                                        у с т а н о в и л :

         Прокурор Окуловского района, действующий в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ***** городского поселения об обеспечении инвалидов условиями доступа к объекту социальной инфраструктуры. Постановлением Администрации Новгородской области от **** года № **** принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», согласно которой основными ее целями и задачами являются реализация мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, их беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов, увеличение доли инвалидов, вовлеченных в культурно-массовые мероприятия. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года Администрация ***** городского поселения, расположенная по адресу: г.****ул.*** д.**** является местом осуществления и реализации различных прав граждан в социальной сфере.

        ***** года определением Окуловского районного суда в качестве соответчика по делу привлечена Администрация ***** муниципального района **** области.

        Определением Окуловского районного суда от **** года в качестве соответчика привлечено ***Сбербанк России в лице *****отделения № **** Сбербанк России.

Определением Окуловского районного суда от **** года в качестве третьего лица привлечен Комитет социальной защиты населения **** района.

В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что здание, расположенное по адресу ******** является объектом культуры федерального значения. В данном случае,возможно установить пандусы не соответствующие требованиям с органом социальной защиты населения.

        Представитель ответчика Администрации ***** городского поселения Сутугина Т.В. исковые требования не признала, пояснив, что собственником спорного здания является Администрация ***** муниципального района, и они не имеют возможности проводить какие-либо изменения в здании. Администрация **** городского поселения намерена переехать в другое помещение.

        Представители ответчика Администрации***** муниципального района **** области Серебрякова М.Г., Васильева А.В. и Прохоренко Ю.М. возражали против исковых требований. Представитель Администрации Васильева А.В. пояснила, что согласно ст.12 ФЗ № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей не только органов местного самоуправления но и любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от организационно- правовых норм. Администрация ****муниципального района является собственником здания, расположенного по адресу: ***** В указанном здании осуществляет свою деятельность Сбербанк, на которого также необходимо возложить расходы по оборудованию здания пандусом.

       Представитель **** отделения № *** ОАО «Сбербанк России» Мирова Е.С. возражала против исковых требований, пояснила, что собственником спорного помещения является Администрация **** муниципального района. К вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, данное строение является муниципальной собственностью. Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальное образование в лице органов местного самоуправления.

        Третье лицо - представитель Комитета социальной защиты населения ***** района Савельева Н.Н. не возражала против исковых требований.

      Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу:

         В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

       Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п.2 ст.4 Конституции РФ),

      Согласно п.2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        В соответствии со ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 22.12.2008г. №269-ФЗ), социальная защита инвалидов предусматривает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

        Статья 15 данного закона предусматривает, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

        Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

        Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

         В соответствии со ст.5 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, разработки, а также утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

         Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

         Постановлением Администрации ***** области от ****г. № *** (в ред. от ***) принята целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», согласно которой основными ее целями и задачами являются реализация мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, их беспрепятственною доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов, увеличение доли инвалидов, вовлеченных в культурно-массовые мероприятия.

         Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года. Администрация **** городского поселения, расположенная по адресу: ***** является местом осуществления и реализации различных прав граждан в социальной сфере.

        Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что здание Администрации поселения не имеет специального приспособления - пандуса у входа в здание со ступенчатым крыльцом, что существенно затрудняет реализацию прав инвалидов использующих кресла - коляски, на беспрепятственный доступ к вышеуказанному объекту ( учреждению).

          Из архивной выписки Управления делопроизводства и архива Администрации **** области от **** года следует, что здание бывшего коммерческого училища, расположенное по адресу ***** относится к памятникам архитектуры и истории области, подлежащих охране как памятники истории и культуры местного значения, утвержденного постановлением Администрации **** области от *** года № *** « О памятниках истории и культуры».

          Согласно сообщения Комитета культуры ****** области от **** года № **** следует, что Комитетом рассмотрен вопрос о возможности оборудования пандусом здания администрации ****городского поселения, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «здание коммерческого училища», расположенного по адресу ****, не возражает против установки приставного пандуса из металлоконструкций без проведения работ, затрагивающих предметы охраны объекта культурного наследия, зафиксированные в охранном обязательстве от ***** года № ****.

Согласно ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования

В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, а также вправе произвести капитальный ремонт.

         Таким образом, доводы представителя ответчика *** Сбербанк России Мировой Е.С. в части того, что оборудование пандусом здания по адресу: **** должно быть осуществлено собственником помещений - Администрацией ***** муниципального района не состоятельны.

          В соответствии с требованиями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При изложенных прокурором района обстоятельствах, срок исполнения решения до **** года суд признает разумным и реально возможным для оборудования здания пандусом.

         Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                р е ш и л:

           Иск прокурора Окуловского района удовлетворить.

           Обязать Администрацию ***** муниципального района *** Сбербанк России в лице **** отделения № ***** Сбербанк России оборудовать пандусом здание, расположенное по адресу: **** в срок до ***** года.

           Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (06 апреля 2012 года в 10 часов).                                                                       

                             Судья: