РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации *** 2012г. п.Крестцы Окуловский районный суд Новгородской области п.Крестцы в составе: председательствующего судьи Федоровой Е.И., с участием прокурора Образцовой О.С., при секретаре Мельниковой А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крестецкого района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на комитет образования администрации Крестецкого муниципального района обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, установил: Прокурор Крестецкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на комитет образования Администрации Крестецкого муниципального района обязанности в срок до 1 августа 2012г. оборудовать помещения учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и эвакуации людей 2-го типа, в учреждении в поэтажных коридорах, холлах, фойе удалить на полу и со стен в поэтажных коридорах горючие материалы с ненормируемым пределом пожарной опасности. В обоснование иска указано, что при проверке, проведенной 19 января 2012г. в Комитете образования Администрации Крестецкого муниципального района, установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: помещения учреждения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре 2-го типа, в учреждении для покрытия пола в поэтажных коридорах, холлах, фойе, для отделки стен в поэтажных коридорах применены горючие материалы не соответствующего класса пожарной безопасности. Невыполнение требований норм пожарной безопасности в комитете образования Администрации Крестецкого муниципального района может привести к многочисленным затруднениям при организации спасательных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе пожара, уполномоченными на то службами, и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью, нанесение значительного материального ущерба, нарушение других прав неопределенного круга лиц. В судебном заседании прокурор Образцова О.С. иск поддержала, исковые требования уточнила, просила обязатькомитет образования администрации Крестецкого муниципального района в срок до 1 августа 2012г. устранить нарушения требований пожарной безопасности: помещения, находящиеся во временном владении и пользовании на основании договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование № 977 от 7 июля 2010г. общей площадью 236,5 кв.м, расположенные на втором этаже здания по адресу Новгородская область, п.Крестцы, ул.Московская д.6, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре 2-го типа и удалить горючие материалы с ненормируемым пределом пожарной опасности на полу и со стен в помещениях коридоров площадью 21,7 кв.м, 18,9 кв.м, в тамбуре площадью 9,6кв.м, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что при проверке по обращению главного государственного инспектора по Крестецкому и Демянскому районам по пожарному надзору соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях комитета образования было установлено, что в помещениях комитета отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, для отделки пола и потолка в коридорах и тамбуре использованы горючие материалы с классом опасности более установленного нормативами. Поскольку нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу безопасности жизни и здоровья, причинения материального ущерба неопределенному кругу лиц, прокурор просит возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в срок до 1 августа 2012г. Представитель ответчика комитета образования Администрации Крестецкого муниципального района Ш.в судебном заседании с иском прокурора согласилась, не оспаривала, что помещения учреждения не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Главный государственный инспектор Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору А. требования прокурора поддержал, пояснил, что в 2010г. была проведена плановая проверка комитета образования, по выявленным нарушениям было выдано предписание. В 2011г. проведена внеплановая проверка, установлено, что требования предписания выполнены не в полном объеме: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре, материалы, используемые при отделке коридора, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, пол покрыт линолеумом на горючей основе, для отделки стен использована масляная краска, также являющаяся горючим материалом. Для отделки стен следовало применить материалы с классом опасности не более чем КМ3, для отделки пола не поле чем КМ4.В помещениях, занимаемых ответчиком, следует установить систему оповещения людей о пожаре 2-го типа. Главный государственный инспектор Крестецкого и Демянского районов по пожарному надзору Андреев Р.С. уточнил, что холл и фойе в число помещений, не соответствующих правилам пожарной безопасности в предписании включены ошибочно, поскольку такие помещения отсутствуют, в помещении имеются коридоры и тамбур. Суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Несоблюдение требований Федерального закона «О пожарной безопасности», правил и норм пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье работников учреждения, а также неопределенного круга лиц, которые могут находиться в здании, требования прокурора направлены на предупреждение причинения вреда неопределенному кругу лиц и, поскольку законом не предусмотрено право органов пожарного надзора обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, заявлены прокурором в соответствии со ст.45 ГПК РФ в пределах полномочий. В соответствии со ст.124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, наравне с иными участниками этих отношений- гражданами и юридическими лицами. Согласно ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Из договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование, заключенного 7 июля 2010г. между Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области и комитетом образования Администрации Крестецкого муниципального района, видно, что комитету образования передано в пользование нежилое помещение в п.Крестцы ул.Московская д.6 общей площадью 236,5кв.м, в том числе 181,3кв.м основной площади и 55,2кв.м вспомогательной площади, расположенное на втором этаже здания, являющегося объектом культурного наследия. Пунктом 2.3.9 договора предусмотрена обязанность комитета образования соблюдать правила пожарной безопасности. В соответствии с ч.1,2 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Согласно ч.2 ст.54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. В соответствии со статьями 1, 20 Закона «О пожарной безопасности» под нормативными документами пожарной безопасности понимаются технические регламенты и стандарты, а также нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности. Согласно п.9 таблицы А1 приложения А «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оснащены автоматическими установками пожарной сигнализации. В соответствии с п.16 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» учреждения органов управления должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа. В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. С учетом требований статьи 134 и таблицы 28 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях ответчика в коридорах для покрытия полов должны применяться материалы не более класса пожарной опасности КМ4, для покрытия стен не более класса опасности КМ3. Из предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 10 сентября 2010г. и от 13 сентября 2011г., выданных главным государственным инспектором ОГПН Крестецкого и Демянского районов комитету образования Администрации Крестецкого муниципального района, видно, что в занимаемых комитетом по договору помещениях отсутствует автоматическая пожарная сигнализации и система оповещения людей о пожаре, для отделки пола и стен в коридорах используются материалы с классом опасности выше, чем предусмотрено нормативными актами. Данные нарушения не оспариваются и представителем ответчика. Оснований для установления иного срока для устранения нарушений, чем заявлен прокурором, суд не усматривает. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения до 1 августа 2012г. В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в федеральный бюджет следует взыскать госпошлину, от уплаты которой прокурор освобожден, 4000руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.38 Закона РФ «О пожарной безопасности», ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.45,197,198 ГПК РФ решил: Иск прокурора Крестецкого района удовлетворить. Обязать комитет образования администрации Крестецкого муниципального района в срок до 1 августа 2012г. устранить нарушения требований пожарной безопасности: оборудовать помещения, находящиеся во временном владении и пользовании на основании договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование № 977 от 7 июля 2010г. общей площадью 236,5 кв.м, расположенные на втором этаже здания по адресу Новгородская область, п.Крестцы, ул.Московская д.6, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре 2-го типа; удалить горючие материалы с ненормируемым пределом пожарной опасности на полу и со стен в помещениях коридоров площадью 21,7 кв.м, 18,9 кв.м, в тамбуре площадью 9,6кв.м, расположенных на втором этаже здания по адресу Новгородская область п.Крестцы, ул.Московская д.6, переданных комитету образования Администрации Крестецкого муниципального района во временное пользование на основании договора о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование №977 от 7 июля 2010года. Взыскать с комитета образования администрации Крестецкого муниципального района государственную пошлину в федеральный бюджет 4000рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: Е.И.Федорова.