Решение об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского капитала



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                                                             «26» июня 2012 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Семичевой Е.Н.,

при секретаре Андреевой Ю.Е.,

с участием истца Ивановой Е.В..

представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе ***области Белоусова А.Ю.,

представителя третьего лица Администрации *** городского поселения Мартин С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № *** по иску Ивановой Елены Владимировны о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе *** области об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным и обязании направить 1/2 часть средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Е.В., обратилась в суд с заявлением о признании решения ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ (далее - Управление) в *** районе *** области от *** года № ***об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным и обязании ответчика направить 1/2 часть средств материнского капитала на оплату реконструкции жилого дома № **, расположенного по ул. *** в п. *** *** района *** области. В обоснование иска указала, что уведомлением от *** года № *** Управление отказало в удовлетворении данного заявления по тем основаниям, что орган выдавший Акт освидетельствования, не соответствует органу выдавшему разрешение на строительство, что противоречит Правилам выдачи Акта освидетельствования. Данный отказ считает незаконным, нарушающим право на использование средств материнского (семейного) капитала.

В судебном заседании Иванова Е.В., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив тем, что после рождения второго ребенка - дочери Е., Управлением Пенсионного фонда в *** районе *** года ей был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Она является собственником земельного участка и жилого дома № **, расположенного на ул. *** в п. *** *** района *** области. В целях улучшения жилищных условий и увеличения жилой площади *** года Администрацией *** муниципального района ей было выдано разрешение на реконструкции данного жилого дома. Часть средств материнского капитала в размере *** рублей ** копеек ею были получены. После проведения основных работ по реконструкции жилого дома, представителями Администрации *** городского поселения был проведен осмотр выполненных работ и выдан акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции жилого дома, который она представила в Управление, однако в выдаче второй части средств материнского капитала ей было отказано. Считает, что данный отказ нарушает ее права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе *** области по доверенности Белоусов А.Ю., заявленные требования не признал, полагая, что решение Управлением принято законно, поскольку представленный заявителем акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции жилого дома был выдан неуполномоченным органом.

Представитель третьего лица Администрации *** городского поселения по доверенности Мартин С.Д., с заявленными требованиями согласился, пояснив, что Администрация *** городского поселения в пределах предоставленных ей полномочий, выдала Ивановой Е.В., акт освидетельствования проведения основных работ по реконструкции жилого дома.

Представитель третьего лица Администрации *** муниципального района в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации *** муниципального района.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, показания свидетеля Е., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно статье 2 Федерального закона под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом (п.1)

В соответствии с пунктами 2, 3 указанной статьи материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее по тексту - сертификат) представляет собой именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу п.1 ч.1 ст.3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе в целях улучшения жилищных условий.

Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п.2 ч.1 ст.10 указанного Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10вышеназванного Закона указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при предоставлении засвидетельствованных в установленном законом порядке (п.п. 1): 1) копии документа лица, получившего сертификат, подтверждающих право собственности на земельный участок, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившего сертификат; 3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции.

Из пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862 (далее - Правила) следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.

В судебном заседании установлено, что Иванова Е.В., и Е., с *** года состоят в зарегистрированном браке и имеют двоих несовершеннолетних детей - дочь Е., ***года рождения и сына С., *** года рождения. Кроме того, Иванова Е.В., также имеет несовершеннолетнего ребенка от первого брака - дочь И., *** года рождения.

***года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе *** области Ивановой Е.В., выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии ** № ***на право получения материнского (семейного) капитала в размере ***рублей.

Судом также установлено, что Иванова Е.В., на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от *** года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: *** область *** район п. *** ул. ***д. **. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ***года выдано свидетельство о государственной регистрации права ***№ ***.

Из письменных материалов дела, в частности технического паспорта, усматривается, что жилой дом состоит из двух жилых комнат, общая площадь жилого дома составляет ** кв.м., жилая - ** кв.м.

Постановлением Администрации *** муниципального района за № *** от *** года Ивановой Е.В., выдано разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома № ** по ул. ***в п. *** ***района *** области, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***.

Решением Управления от *** года № *** удовлетворено заявление Ивановой Е.В., о первоначальном распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала в размере *** рублей ** копеек на улучшение жилищных условий - реконструкцию жилого дома № ** по ул. *** в п. *** *** района *** области, выполняемую без привлечения строительной организации.

Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

В соответствии с частью 1.2 статьи 10 указанного выше Федерального закона, часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10(1) Правил предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из пункта 10(3) Правил следует, что для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет: а) документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;б) документ, подтверждающий наличие у лица, получившего сертификат, банковского счета с указанием реквизитов этого счета.

*** года Иванова Е.В., являющаяся получателем средств материнского (семейного) капитала, обратилась в Администрацию *** муниципального района с заявлением о выдаче акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) для целей получения оставшейся части средств материнского (семейного) капитала.

*** года Администрация района письмом за исходящим номером ** предложила Ивановой Е.В., обратиться в Администрацию *** городского поселения с заявлением о проведении осмотра объекта индивидуального жилищного строительства, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского (семейного) капитала, в рамках, имеющихся у *** городского поселения, полномочий по рассмотрению данного заявления.

***** года было принято решение о проведении освидетельствования основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: *** область *** район п. *** ул. *** д. **, возведенного Ивановой Е.В., на часть средств материнского капитала.

*** года, а затем ***года Администрация *** городского поселения произвела необходимый осмотр строящейся жилой пристройки к дому Ивановой Е.В., и выдала ей акт освидетельствования по установленной форме.

Из данных актов усматривается, что основные работы по реконструкции объекта капитального строительства проведены, а именно возведение деревянных стен (сруб 6х6 метров) завершено, монтаж фундамента - возведены угловые столы, на которых собран сруб, возведение кровли - собраны и установлены стропила без обустройства обрешетки и покрытия рубероидом и шифером. Из этого же акта усматривается, что в результате проведенных работ по реконструкции жилого дома, общая площадь жилого помещения увеличивается на ** кв.м., и после сдачи объекта в эксплуатацию должна составить ** кв.м.

Судом достоверно установлено, что реконструкция жилого дома, принадлежащего истице, предусмотрена путем строительства жилой пристройки к дому. Проведение данных работ приведет к улучшению жилищных условий Ивановой Е.В., и членов ее семьи. Кроме того, актом освидетельствования подтверждается, что в результате проведения основных работ по реконструкции жилого дома (монтаж фундамента, возведение стен и кровли), общая площадь жилого помещения реконструируемого объекта увеличится не менее чем на учетную норму площади жилого помещения.

Данные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались, а также были подтверждены показаниями свидетеля Е., который показал, что действительно основные работы по реконструкции жилого дома выполнены, возведен, фундамент, стены и крыша жилой пристройки к дому.

Акт освидетельствования от *** года с заявлением и другими документами Ивановой Е.В. *** года, однако решением от *** года за № *** Ивановой Е.В., было отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) индивидуального жилого дома был выдан неуполномоченным органом.

Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 686.

Пунктом 1 Правил определено, что таким документом является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо го представителя.

При этом уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства и по его результатам составляет акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 3 Правил).

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В соответствии со статьей 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод и эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Из пункта 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Вместе с тем, решением Думы *** муниципального района от *** года № ** «Об утверждении Перечня части полномочий по вопросам местного значения, принимаемых Администрацией *** муниципального района для их осуществления от органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав *** муниципального района», Соглашением № ** от *** года о передаче осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения, было решено часть полномочий *** городского поселения в области градостроительной деятельности, в частности полномочия по выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, передать Администрации *** муниципального района на срок до *** года.

Право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий прямо предусмотрено частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Поскольку в соответствии с заключенным между Администрацией *** городского поселения и Администрацией *** муниципального района соглашением № ** от *** года органом, уполномоченным выдавать разрешения на строительство (реконструкцию) объектов на земельных участках, находящихся на территории *** городского поселения, по *** года включительно, являлась Администрация района, следовательно, действуя в пределах, предоставленных ей полномочий, Администрацией *** муниципального района обоснованно было выдано Ивановой Е.В., разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: *** область *** район п. *** ул. *** д. **.

В силу же положений пункта 2 поименованных выше Правил, Администрация муниципального района по *** года включительно, также являлась и органом, уполномоченным выдавать акты освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства.

Судом также достоверно установлено, что решениями Совета депутатов *** городского поселения от *** года № ** «О передаче полномочий муниципальному району» и Думы *** муниципального района от *** года № *** «Об утверждении Перечня части полномочий по вопросам местного значения, принимаемых Администрацией *** муниципального района для их осуществления от органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Окуловского муниципального района», перечисленные выше полномочия вновь были переданы Администрации *** муниципального района.

Во исполнение решения между администрациями ***года было заключено Соглашение № **, по условиям которого Администрация поселения передает Администрации района на срок с *** года по ***года полномочия в указанном выше объеме и финансовые средства на реализацию этих полномочий.

Кроме того, *** года между администрациями было заключено дополнительное соглашение, по условиям которого Администрации муниципального района с *** года по *** года также были Администрацией *** городского поселения полномочия по осмотру объекта индивидуального жилищного строительства и подготовки документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемого с привлечением средств материнского (семейного) капитала.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что полномочия выдавать акты освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства у Администрации *** муниципального района в соответствии с заключенным между администрациями соглашением № ** от *** года и приложением к нему, возникли только лишь с *** года.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что представленный Ивановой Е.В., в Управление акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства от *** года, был выдан Администрацией *** городского поселения в пределах предоставленных Администрации полномочий, поскольку до заключения между администрациями соглашения, то есть в период с *** года по *** года, Администрация *** городского поселения, в пределах своих полномочий в силу закона, также являлась и органом уполномоченным выдавать акты освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства.

Ссылку ответчика на то, что акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства должен выдаваться тем же органом, которым было выдано разрешение на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, суд не может принять во внимание, и расценивает, как формальный подход ответчика к решению вопроса об улучшении жилищных условий семьи Ивановой Е.В.

Учитывая, что отказ ответчика в удовлетворении заявления Ивановой Е.В., противоречит целям и задачам Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на улучшение жилищных условий» и препятствует Ивановой Е.В., реализовать ее право на использование материнского (семейного) капитала, суд находит требования истицы основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ивановой Елены Владимировны о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе *** области об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала незаконным и обязании направить 1/2 часть средств материнского (семейного) капитала на реконструкцию жилого дома, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ***районе *** области № 120024 от 23.04.2012 года об отказе в удовлетворении заявления Ивановой Е.В., о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств на оплату реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации по истечении 6 месяцев после направления части средств материнского (семейного) капитала.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в ***районе *** области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение об удовлетворении заявления Ивановой Елены Владимировны о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, направив ***рублей на оплату реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства жилого дома, расположенного по адресу: *** область *** район п. *** ул. ***д. **, путем перечисления указанных средств на лицевой счет Ивановой Елены Владимировны № ***, находящийся в *** отделении № *** ОАО «***».

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в *** районе *** области в пользу Ивановой Елены Владимировны судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца через Окуловский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме (06 июля 2012 года).

Председательствующий:                                            Е.Н. Семичева