Решение о ликвидации свалки



                         Дело № ****                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Окуловка                                    ***** 2012 года

           Окуловский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Жолудева А.С., при секретаре Мартин Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окуловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области о ликвидации свалки отходов,

                                                      у с т а н о в и л:

Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области произвести вывоз отходов с незаконной свалки, расположенной в **** метрах от знака «****» по левой стороне автодороги сообщением *****( по ходу движения в сторону г.****) площадью *** кв. м. в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

           В судебном заседании помощник прокурора Окуловского района Седов Д.В.             требования поддержал в полном объёме.

Представитель Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Нестерова Т.В., действующая на основании доверенности от ***** с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности не является лицом, которое ответственно за ликвидацию несанкционированных свалок. Указанные действия должны проводить органы местного самоуправления - Администрация Окуловского муниципального образования. В данном случае это обычное административное правонарушение. Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. К тому же Комитет не имеет соответствующей лицензии на вывоз мусора и спецтехники.

          Допрошенная в качестве специалиста директор ООО МУК «****» К. пояснила, что ликвидировать свалку Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности не может, поскольку не имеет лицензии на вывоз мусора и спецтехники. В районе всего три организации, которые имеют право этим заниматься, в том числе и ООО МУК «****». Для того чтобы их организация вывезла мусор, необходимо заключить договор, в котором определить объем мусора и производство его сортировки. В настоящий момент в связи с большим потоком договоров наполненность городской свалки составляет 70%. Оплата работы проводится по факту. После выполнения работы выставляется счёт-фактура. Стоимость размещения 1 куб. метра мусора составляет *** рублей *** копеек без учета транспортных расходов. Вывоз оплачивается отдельно.

          Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

          В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что на участке лесного фонда в ****метрах от знака «****» по левой стороне автодороги сообщением ***** ( по ходу движения в сторону г.****) обнаружена несанкционированная свалка ТБО на площади около *** кв. м., в которой произведено складирование твердых бытовых отходов: пластиковых и стеклянных бутылок, металлических банок, одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, отходов продуктов питания.

Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых зонах, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года (в ред.от 30.12.2008 года) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Часть 5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства» предписывает, что запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

Согласно ст.22 Федерального Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по осуществлению мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; по соблюдению при использовании земельных участков требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; по недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ч.6 ст.1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие отношения, нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст.6 Кодекса леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Статья 3 Федерального закона №201 от 04.12. 2006 года « О введении в действие Лесного кодекса РФ», ст.8 Кодекса относят земли лесного фонда к федеральной собственности.

В соответствии со ст.51 Кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий.

На основании ч.2 ст. 19 Кодекса в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На территории Новгородской области указанные полномочия возложены на Комитет лесного хозяйства Новгородской области и его отделы-лесничества в районах области.

Согласно ст.55 Кодекса в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Согласно п.9 « Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007г. запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии со ст.23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Приказом Рослесхоза от 04.07.2007г. № 332(ред. От 12.03.2008г) «Об определении количества лесничеств на территории Новгородской области и установлении их границ» определено, что на территории Новгородской области создается 23 лесничества ( по числу административных районов).

Согласно п.1.1 Положения «О комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области», утвержденного постановлением Администрации Новгородской области № 183 от 08.06.2009г( далее Положение) комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности.

Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Деятельность комитета направлена на сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов на территории области в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.3.2. Положения комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области организует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и проведение очистки лесов от захламления и иного негативного воздействия) на землях лесного фонда и в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности Новгородской области.

Таким образом, суд считает требования прокурора в обязанности Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области произвести вывоз отходов с незаконной свалки, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                 р е ш и л:

Исковые требования прокурора Окуловского района удовлетворить.

Обязать Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вывезти отходы с несанкционированной свалки, расположенной в **** метрах от знака «****» по левой стороне автодороги сообщением ****(по ходу движения в сторону г. ****), площадью *** кв. м. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд в течение месяца через Окуловский районный суд со дня составления мотивированного решения (**** 2012 года в *** часов.)

                 Судья: