Дело №2-388/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Окуловка «16» августа 2012 года Окуловский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новиковой Н.В., при секретаре Федоровой В.Ю., с участием истца Егоровой М.П., представителя истца Ионова П.М., представителя ответчика Администрации *** Мартин С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой М.П. к Администрации *** об оспаривании отказа в признании малоимущей в целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Егорова М.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ***, в котором просит признать незаконным постановление Администрации от *** года №*** об отказе в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, обязать предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В заявлении истец указала, что Администрация необоснованно не признала ее малоимущей, вследствие чего она не может реализовать свое право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку жилой дом №***, в котором она проживает, признан в установленном порядке непригодным для проживания. По ее мнению, она является малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец Егорова М.П. и ее представитель адвокат Ионов П.М. уточнили исковые требования, просив дополнительно поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента ее обращения к ответчику с заявлением о признании малоимущей в вышеуказанных целях и обязать Администрацию предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение на основании договора социального найма. Кроме того, истец просила восстановить срок обжалования решения органа местного самоуправления, пропущенного ею по уважительной причине в силу преклонного возраста и юридической неграмотности. Представитель ответчика Мартин С.Д. исковые требования признал частично, представив постановление Администрации от *** года №*** об отмене оспариваемого постановления Администрации от *** года №***. В остальной части исковых требований пояснил, что в настоящее время Егорова М.П. вправе вновь обратиться в Администрацию с новым пакетом документов на данный момент, а не на *** года, поскольку ею пропущен установленный законом трехмесячный срок для обжалования спорного постановления, в связи с чем, она не может быть поставлена на соответствующий учет и ей не может быть предоставлено жилое помещение. Свидетель «И» показала, что ее мать Егорова М.П. проживает в старом доме, в котором отсутствуют соответствующие условия. Подтвердила, что Егорова М.П. своевременно не обратилась в суд, так как первоначально несколько раз обращалась в Администрацию в устном порядке с просьбой помочь отремонтировать дом, на что получала устные отказы. В последствие она обратилась за квалифицированной юридической помощью. Суд, выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, показания свидетеля «И», исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение или действие органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений органов местного самоуправления, возлагаются на орган, принявший оспариваемые решения. Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Истец Егорова М.П. обратилась в суд с данным иском по истечении установленного законом срока, однако, по мнению суда, он может быть ей восстановлен, поскольку пропущен ею по уважительной причине - преклонного возраста и юридической неграмотности. Статьей 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3). В силу ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» (далее - Закон) определены основные понятия, используемые в настоящем областном законе. Из пункта 1 статьи 1 указанного Закона следует, что прожиточный минимум члена семьи (одиноко проживающего гражданина) это стоимостная оценка двух прожиточных минимумов, установленных Администрацией области для социально-демографической группы населения. Согласно п.п. «б» п.3 ст.1 Закона, малоимущими гражданами, имеющими право на предоставление им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, в настоящем Законе указаны граждане, достигшие возраста 18 лет, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеющие размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в количестве двух прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относится заявитель, на момент подачи заявления о предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и материалов дела установлено, что Егорова М.П., зарегистрирована и проживает в доме, расположенном по адресу: ***. Вместе с ней в данном доме зарегистрирована ее дочь-«И». Право собственности на дом не зарегистрировано в установленном законом порядке. Постановлением Администрации от *** года №*** на основании заключения межведомственной комиссии от *** года №*** данный жилой дом признан непригодным для проживания, поскольку не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. *** года Егорова М.П., обратилась в Администрацию с заявлением о признании ее малоимущей и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением Администрации от *** года №*** истцу было отказано в признании ее малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с Областным законом от 06 июня 2005 года № 489-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признании граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и порядке признания граждан малоимущими в Новгородской области» и решением Окуловского районного совета депутатов Новгородской области от 22 августа 2005 года № 394 «Об установлении среднерыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в связи с превышением размера дохода над прожиточным минимумом и превышением стоимости имущества, находящегося в ее собственности, и подлежащего налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих над расчетным показателем рыночной стоимости приобретения жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма. Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались. Вместе с тем, в судебном заседании истцом представлено постановление Администрации от *** года №*** об отмене оспариваемого постановления Администрации от *** года №***. В статье 2 Закона указан перечень видов доходов, учитываемых при признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно части 2 данной статьи при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи в денежной и натуральной формах, в том числе: пенсии, проценты по банковским вкладам. Согласно ч.2 ст.3 данного Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи и подлежащему налогообложению, учитываемому при отнесении граждан к категории малоимущих, относятся в том числе жилые дома. В соответствии с ч.1 ст.4 Закона определение доходов и расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, при определении доходов граждан в целях признания их малоимущими, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина, указанных в заявлении о постановке на учет. На основании части 2 в целях исчисления совокупного дохода семьи расчетный период принимается равным одному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления. В силу статьи 5 Закона размер среднемесячного дохода каждого члена семьи исчисляется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев в расчетном периоде. Сумма исчисленных таким образом среднемесячных доходов каждого члена семьи составляет среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде. Размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи. Из справки ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ следует, что Егорова М.П., является получателем пенсии по возрасту. Ее пенсия в течение первых восьми месяцев расчетного периода составила *** рубль *** копеек, в течение последующих четырех месяцев расчетного периода составила *** рублей *** копеек. Поскольку исковые требования заявлены Егоровой М.П. в отношении себя, а ее дочь «И», зарегистрированная вместе с ней, не является членом ее семьи, то суд рассматривает заявление в рамках требований Егоровой М.П.. Таким образом, среднемесячный доход Егоровой М.П. составит (*** х *** + *** х *** + *** (банковский вклад, как указано в справе-расчете, сделанной Администрацией): *** = *** рубль *** копеек. Распоряжением Администрации *** от *** N*** «О прожиточном минимуме за II квартал 2011 года" установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров, как социально-демографической группы населения - *** рублей. Вместе с тем, учитывая, что Областным Законом прожиточный минимум члена семьи (одиноко проживающего гражданина) определен как стоимостная оценка двух прожиточных минимумов, установленных Администрацией области для социально-демографической группы населения, следует, что прожиточный минимум для пенсионеров составляет *** х *** = **** рублей. Таким образом, суд приходит к выводу, что среднемесячный совокупный доход Егоровой М.П. в размере *** рубль *** копеек составляет ниже прожиточного минимума, определенного Законом (*** рублей). В силу п.6 ст.6 Закона при определении стоимости имущества не учитывается имущество, по которому предоставлены льготы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Новгородской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Хотя право собственности на жилой дом №*** не зарегистрировано в установленном законом порядке, однако по справке *** его действительная стоимость на 2011 год составляет *** рублей. В соответствии с п.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» жилой дом признается объектом налогообложения. Из п.1 ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» следует, что от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются инвалиды первой и второй групп. Пунктом 2 этой же статьи определено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Как следует из представленных документов, истец Егорова М.П., является как инвалидом второй группы, так и пенсионером, следовательно, она освобождена от уплаты налога на строение в силу ст. 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что она должна была быть признана малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по состоянию на момент ее обращения в орган местного самоуправления. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Как установлено в судебном заседании Постановлением Администрации от *** года №***, на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от *** года, жилой дом, расположенный по адресу: ***, в котором проживает истец, признан непригодным для проживания. Проживание истца Егоровой М.П. в непригодном для проживания жилом помещении, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался, данный факт, что дом непригоден для проживания, подтверждается заключением межведомственной комиссии, а также показаниями свидетеля «И», допрошенной в судебном заседании, которая подтвердила, что дом, в котором проживает истец, старый и полуразрушен. В силу п.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. Учитывая то, что Администрацией было необоснованно отказано в признании истца малоимущей в целях получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, а также, принимая во внимание то, что жилой дом истца, в установленном порядке признан не пригодным для проживания, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению истца жильем лежит на органах местного самоуправления, в компетенцию которых входит это полномочие, без постановки ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Егоровой М.П. к Администрации *** - удовлетворить. Обязать Администрацию *** предоставить Егоровой М.П., вне очереди благоустроенное применительно к условиям п.*** жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления, в срок до *** года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца через Окуловский районный суд со дня изготовления мотивированного решения (21 августа 2012 года). Председательствующий: Новикова Н.В.