Решение по делу



Решение

Именем Российской Федерации

п. Крестцы 6 апреля 2011 года

Окуловский районный суд Новгородской области в составе

судьи Федоровой Е.И.,

с участием помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П.,

при секретаре Мельниковой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крестецкого района в интересах Капарулина Андрея Александровича к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

установил:

Прокурор Крестецкого района Новгородской области обратился в Окуловский районный суд с иском в защиту интересов Капарулина А.А. к Администрации Крестецкого муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для постоянного проживания, указав в обоснование иска, что Капаурлин А.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Администрации Крестецкого муниципального района от 20 декабря 2006г. №1020 в связи со смертью матери и нахождении отца в местах лишения свободы он передан под попечительство Х. При передаче под попечительство за ним не закреплено жилое помещение. Капарулин А.А. зарегистрирован по месту жительства в п.***, ул.*** д.*** с 7 мая 2003г. До достижения возраста 18 лет (***г.) Капарулин А.А. находился под попечительством Х. Поскольку Капарулин А.А. не является собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, со дня принятия на учет как нуждающийся в жилом помещении 22 ноября 2010г. жилым помещением не обеспечен, относится к числу социально не защищенных граждан, недостаточно юридически грамотен, обратился к прокурору за защитой своих прав, прокурор просит обязать администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Капарулину А.А.. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, пригодное для постоянного проживания.

В судебном заседании прокурор Филиппова Н.П.. иск и изложенные в исковом заявлении доводы поддержала, пояснила, что Капарулин А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился до достижения возраста 18 лет под попечительством, поскольку мать его умерла, а отец находился в местах лишения свободы. В связи с этим Капарулин А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, с 22 ноября 2010г. принят на учет Комитетом образования Администрации Крестецкого муниципального района в качестве нуждающегося в жилом помещении, вопрос о предоставлении жилого помещения органом местного самоуправления не решен, по договору социального найма жилое помещение не предоставлено. Прокурор просит обязать администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Капарулину А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Истец Капарулин А.А. судебном заседании исковые требования прокурора Крестецкого района поддержал, подтвердил, что на день достижения им возраста 18 лет его мать умерла, отец находился в местах лишения свободы, он находился под попечительством сестры. Собственного жилья он не имеет, по договору социального найма также жилое помещение не предоставлено, он состоит на учете для получения жилья с ноября 2010г.

Представитель ответчика Администрации Крестецкого муниципального района Ф., действующая на основании доверенности от ***г. №***, против иска не возражала, но пояснила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется на основании субвенций из областного бюджета и в соответствии с утвержденным администрацией области порядком. Поскольку Капарулин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после расчета субвенций на 2011г., для обеспечения его жилым помещением потребуется запросить в бюджете области дополнительные средства.

Представитель органа опеки и попечительства Комитета образования Администрации Крестецкого муниципального района В., действующая на основании доверенности от 9 февраля 2011г., подтвердила, что Капарулин А.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив предоставленные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.1 ст.11 Областного закона Новгородской области от 6 мая 2005 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.

С учетом изложенных норм, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения, вне зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Закон не содержит и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Согласно постановлению администрации Крестецкого муниципального района от ***г. № *** в связи с тем, что мать несовершеннолетнего Капарулина А.А. умерла, а отец находится в местах лишения свободы, над Капарулиным А.А. установлено попечительство, попечителем назначена Х.

В соответствии с копией свидетельства о рождении Капарулин А.А. родился ***г., отцом записан К.А., матерью записана К Л.

Факт смерти матери истца А.Л.И. (до расторжения брака К) подтверждается копией свидетельства о смерти №***, выданного Крестецким отделом ЗАГС ***г.

Согласно справке ИЦ УВД Новгородской области и копии приговора Крестецкого районного суда от ***г. отец истца К.А. до ***г. находился в местах лишения свободы по приговору от ***г., приговором от ***г. вновь осужден к лишению свободы.

Таким образом, на день достижения возраста 18 лет Капарулин А.А. оставался без попечения обоих родителей. На учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он принят до достижения возраста 23 лет.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), нахождением в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

С учетом изложенного, Капарулин А.А. до достижения совершеннолетия относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а по достижению совершеннолетия является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со справкой Крестецкого участка Окуловского отделения Новгородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» Капарулин А.А. собственником жилого помещения не является.

В соответствии со справкой Управления федеральной регистрационной службы, сведения о правах Капарулина А.А. на жилое помещение в ЕГРП отсутствуют.

Согласно справке администрации Крестецкого городского поселения Капарулин А.А.. зарегистрирован по месту жительства в п.***, ул.*** д.***.

Как видно из копии свидетельства о государственной регистрации права, дом *** по ул.*** п.*** принадлежит на праве собственности Х.

Таким образом, отсутствие у Капарулина А.А. жилого помещения, находящегося в собственности либо занимаемого по договору социального найма, подтверждено доказательствами.

Решением комитета образования администрации Крестецкого муниципального района Капарулин А.А. принят на учет как нуждающаяся в жилом помещении, постановлением Администрации Крестецкого муниципального района от 11 февраля 2011г. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, учтен под номером 19.

Законом Капарулину А.А. гарантировано право на получение жилого помещения вне очереди.

До настоящего времени Капарулину А.А. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные этим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.16 Областного закона Новгородской области от 6 мая 2005 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» реализация мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, предусмотренных этим законом осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа области в соответствии с областным законом от 23.12.2008 № 455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки».

Согласно статье 10 Областного закона Новгородской области от 23 декабря 2008 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки» средства областного бюджета в виде субвенции бюджетам муниципальных районов, городского округа на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, направляются на реализацию отдельных государственных полномочий по приобретению, в том числе путем размещения заказа на выполнение работ по строительству и на участие в долевом строительстве жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с действующим законодательством, а также предоставлению им жилья; за счет субвенции осуществляются приобретение, в том числе путем размещения заказа на выполнение работ по строительству и на участие в долевом строительстве жилых помещений и их предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

С учетом изложенных норм обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов, за счет средств областного бюджета, поступающих в виде субвенций на эти цели.

Руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 197,198 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора Крестецкого района удовлетворить.

Обязать Администрацию Крестецкого муниципального района предоставить Капарулину Андрею Александровичу, ***г. рождения, уроженцу п.*** *** области, проживающему в п.***, ул.***, д.***, вне очереди благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток.

Судья: Е.И.Федорова