Копия Дело №2-229-2010 №2-230-2010 №2-231-2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июля 2010 года село Октябрьское Октябрьский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Приходько В.А., с участием помощника прокурора Епифановой Л.А. при секретаре Востряковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей ответчиков администрации Октябрьского муниципального района Мелехина С.В., МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен» Наумовой Г.А., МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен» Приходько Г.Г., МОУ «... начальная общеобразовательная школа» Беловой К.Е. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Челябинской области к администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области, МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... начальная общеобразовательная школа», представителя третьего лица ОВД по Октябрьскому муниципальному району Шевкунова Е.В. об обеспечении устройством тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Октябрьского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... начальная общеобразовательная школа» об обязании выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, мотивируя свое требование тем, что в указанных школах отсутствует устройство тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции, что было выявлено проведенными проверками сотрудниками ОВД по Октябрьскому муниципальному району. Какой-либо информации о проведенных мероприятиях по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях, в адрес прокуратуры и ОВД не поступало. Указанное нарушают право учащихся на безопасное пребывание в учреждениях и создает реальную угрозу их безопасности. Для выполнения мероприятия по антитеррористической защищенности в виде установления тревожной сигнализации для экстренного вызова милиции следует установить срок до 1 сентября 2011 года. В судебном заседании помощник прокурора Епифанова Л.А. вышеизложенные требования поддержала, просила удовлетворить. В судебном заседании представители ответчиков администрации Октябрьского муниципального района, МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... начальная общеобразовательная школа» исковые требования признали. Представитель третьего лица ОВД по Октябрьскому муниципальному району не возражал против удовлетворения требований прокурора. Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации остается напряженной. Соответственно, остается реальная угроза возможного совершения террористических актов и на территории Челябинской области, в том числе, и на территории Октябрьского района. Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; Террористической деятельность признается деятельность, включающая в себя, в том числе: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, согласно письма Министерства образования РФ от 04 июня 2008 года №03-1423 включены, в том числе - наличие тревожной сигнализации. Как показало обследование инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... начальная общеобразовательная школа» проведенное сотрудниками ОВД по Октябрьскому району во исполнение Приказа МВД РФ от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения находится не на должном уровне, в частности отсутствует кнопка экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОВД по Октябрьскому муниципальному району. Отсутствие тревожной сигнализации в ОСШ №Номер обезличен подтверждается актом проверки (том 1,л.д.45), справкой (том 1л.д.42) объяснениями директора ОСШ №Номер обезличен (том 1л.д.44), заведующего отдела образования (том 1л.д.46), Отсутствие тревожной сигнализации в ОСШ №Номер обезличен следует из акта проверки (том 3,л.д.59), справки (том 2л.д.6) объяснения директора ОСШ №Номер обезличен (том 2л.д.8), заведующего отдела образования ( том 2л.д.9). Отсутствие тревожной сигнализации в ОНОН подтверждается актом проверки (том 3,л.д.28), справкой (том 3л.д.35), объяснениями директора ОНОН (том 3л.д.33) заведующего отдела образования ( том 3л.д.32), Из исследованных в судебном заседании письменных материалов дела следует, что в ОСШ №Номер обезличен имеется приказ «Об организации безопасности учебно-воспитательного процесса в школе» (том 3л.д.83, 89), разработан план работы антитеррористической группы (том 3л.д.84), имеется сторожевая охрана (том 3л.д.85, 90). Из паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) ( том 3л.д.92-105) следует, что имеется забор по периметру, сторожевая охрана без оружия и специальных средств, телефон, а также то, что при нападении на объект обеспечить его охрану, провести задержание злоумышленников или отразить нападение, без привлечения оперативных групп правоохранительных органов невозможно. Из исследованных в судебном заседании письменных материалов дела следует, что в ОНОН имеется приказ «Об организации безопасности учебно-воспитательного процесса в школе» (том 3л.д.106), разработан план работы антитеррористической группы (том 3л.д.124), имеется сторожевая охрана (том 3л.д.85, 90). Из паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) ( том 3л.д.107-124) следует, что имеется забор по периметру, сторожевая охрана без оружия и специальных средств, телефон, а также то, что при нападении на объект обеспечить его охрану, провести задержание злоумышленников или отразить нападение, без привлечения оперативных групп правоохранительных органов невозможно. Из паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) ( том 3л.д.107-124) ОСШ №Номер обезличен следует, что имеется забор по периметру, сторожевая охрана без оружия и специальных средств, телефон, а также то, что при нападении на объект обеспечить его охрану, провести задержание злоумышленников или отразить нападение, без привлечения оперативных групп правоохранительных органов невозможно. По мнению суда, проводимые в школах мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности явно недостаточны для создания единой системы обеспечения безопасности данных учреждений, а отсутствие кнопки экстренного вызова милиции в школах, безусловно, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательных учреждениях, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Положения об Управлении образования администрации Октябрьского муниципального района (том 1л.д.10), Уставов МОУ ОСШ №Номер обезличен (том 1л.д.22-59), МОУ ОСШ №Номер обезличен (том 2л.д.6-41), МОУ ОНОН (том 3л.д.6-26) о порядке финансирования муниципальных образовательных учреждений, обеспечения содержания зданий и сооружений, о приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, не противоречат нормам указанных федеральных законов, в своей деятельности МОУ обязаны руководствоваться, в том числе иными нормативными и локальными актами. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ). В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности требований прокурора и необходимости удовлетворения его требований основанных на законе, а именно обеспечение школ тревожной сигнализацией для экстренного вызова милиции. Учитывая сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, загруженность работой организаций, имеющих лицензию на проведение данных работ, суд считает необходимым определить срок для проведения выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно устройством тревожной сигнализацией для экстренного вызова милиции до 1 сентября 2010 года. Доводы ответчиков о возможных финансовых затруднениях, несвоевременного реагирования на чрезвычайные ситуации в школах со стороны милиции, не могут быть судом приняты во внимание, так как судом установлен срок для решения, в том числе, и таких вопросов. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области, МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... средняя общеобразовательная школа №Номер обезличен», МОУ «... начальная общеобразовательная школа» выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно оборудовать тревожную сигнализация для экстренного вызова милиции в срок до 1 сентября 2011 года. На решение судьи может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, путем подачи жалобы в Октябрьский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: подпись Копия верна Судья В.А.Приходько