о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-418/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года            с. Октябрьское

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи                                               Грачёва М.А.,

при секретаре                                                                     Бабенковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора Епифановой Л.А., истца Астаповой М.В., представителя УСЗН Дегтяревой Г.И., представителя ответчика Михальченко Л.Б. гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах Астаповой М.В. к администрации Октябрьского муниципального района, Правительству Челябинской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского муниципального района, Правительству Челябинской области о предоставлении Астаповой М.В. жилого помещения, как сироте. В обоснование требований указал, что Астапова М.В. является сиротой, в 2007 году администрацией района принята на регистрационный учет для получения жилой площади по договору социального найма, в 2007 году окончила обучение в образовательном учреждении специальной коррекционной школы - интерната города Троицка, собственного жилья не имеет, не достигла возраста 23 лет.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, истец Астапова М.В. исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района Михальченко Л.Б. в судебном заседании, против удовлетворения исковых требований не возражала.

          Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, отзыва не направил.

Представитель ответчика Министерства Социальных отношений Челябинской области извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, из отзыва (л.д. 34-35) следует, что они не являются надлежащими ответчиками, администрация Октябрьского муниципального района за счет выделенных из бюджета Челябинской области субвенций, обязана обеспечить детей-сирот жилой площадью.

Представитель третьего лица Министерства Финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, из отзыва (л.д.36-37) следует, что администрация Октябрьского муниципального района за счет выделенных из бюджета Челябинской области субвенций, обязана обеспечить детей-сирот жилой площадью.

Представитель третьего лица УСЗН Администрации Октябрьского муниципального района Дегтярева Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

         Судом установлено, что Астапова М.В. является сиротой: её родители мать Астапова В.М. лишена родительских прав (л.д.15-16), сведения об отце в свидетельстве о рождении (л.д.13-14) записаны со слов матери.

        На основании постановления Главы Октябрьского муниципального района Астапова М.В. определена в социальный приют с. Октябрьское (л.д.8-9). В 2007 году Астапова М.В. окончила обучение в образовательном учреждении специальной коррекционной школы -интерната города Троицка (л.д.10).

      Судом установлено, что на основании постановления главы Октябрьского муниципального района № 235 от 09.04.2007 года «О принятии Астаповой М.В. на регистрационный учет для получения жилой площади по договору социального найма» Астапова М.В. принята на регистрационный учет во внеочередной список для получения жилой площади, как оставшийся без попечения родителей (л.д.7). Астапова нуждается в предоставлении жилого помещения (л.д.11-12).

Согласно данным паспорта (л.д.5) Астапова М.В. зарегистрирована в поселке <адрес>, <адрес>.

Также в судебном заседании установлено, что Астапова М.В. в собственности жилого помещения не имеет (л.д.27), что также подтвердили в судебном заседании участники процесса.

В соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным       в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального                                                    найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью.

В соответствии со ст.5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 Ф-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.       

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

        В ст. 6 закона Челябинской области от 30.11.2004 года № 323-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на период пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимости от форм собственности.

        Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с областной целевой программой.

В соответствии с Законом Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилой площадью.

Согласно порядку, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года №273 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства.

Учет детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет.

        Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.10.2005 года № 407 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден Порядок финансирования расходов по предоставлению субвенций местным бюджетам на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилой фонд.

     В п.5 вышеуказанного Порядка финансирования расходов по представлению субвенций указано, что распределение субвенций местным бюджетам на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждается распоряжением Губернатора Челябинской области.

В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее номы предоставления.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

     Судом достоверно установлено, что истец относится к лицам из числа детей - сирот, в возрасте от 18 до 23 лет, находился на государственном обеспечении, своего жилья не имеет, включен в списки на получение жилья при администрации Октябрьского муниципального района, как сирота.

Из отзыва Министерства финансов Челябинской области следует, что в соответствии с Законом Челябинской области от 30 ноября 2010 года №19-ЗО «Об областном бюджете на 2011 год» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенции Октябрьскому муниципальному району в размере 2548,3 рублей (л.д.36, об.).

Суд считает, что требование о предоставлении «благоустроенного» жилого помещения прокурором заявлено правомерно и обоснованно, и суд не может принять доводы представителя ответчика о том, что они не обязаны предоставлять истцу «благоустроенное» жилое помещение, так как определение «благоустроенное» должно применяться к условиям соответствующего населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, то есть в соответствии с нормами, установленными на данной территории, равно как и в соответствии с санитарно-техническими нормами и нормами предоставления площади жилого помещения, установленными нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления.

Таким образом, исковые требования прокурора Октябрьского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области предоставить вне очереди Астаповой М.В., благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами и не менее нормы предоставления площади жилого помещения, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Октябрьский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья М.А.Грачёв