Копия Дело № 2-204/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2012 года с. Октябрьское Октябрьский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Приходько В.А., при секретаре Бирюковой Н.Ю., с участием помощника прокурора Дроженко И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах Туктубаева Р.А. к администрации Октябрьского муниципального района, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского муниципального района, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о предоставлении Туктубаеву Р.А., жилого помещения, как сироте, в обоснование требований указав, что Туктубаев Р.А. является сиротой, в 2006 году администрацией района принят на регистрационный учет для получения жилой площади по договору социального найма, в мае 2012 года демобилизовался из рядов ВС РФ, жилья в собственности не имеет, возраста 23 лет не достиг. В судебном заседании представитель прокуратуры Дроженко И.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований. Истец Туктубаев Р.А. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования просит удовлетворить (л.д.67). Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, отзыва не направил. Представитель ответчика Министерства Социальных отношений Челябинской области извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия (л.д.62), из отзыва (л.д.63-64) следует, что они не являются надлежащими ответчиками, администрация Октябрьского муниципального района за счет выделенных из бюджета Челябинской области субвенций, обязана обеспечить детей-сирот жилой площадью. Представитель третьего лица Министерства Финансов Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, из отзыва (л.д.41-42) следует, что администрация Октябрьского муниципального района за счет выделенных из бюджета Челябинской области субвенций, обязана обеспечить детей-сирот жилой площадью. Представитель третьего лица УСЗН Администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от них поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителя, иск поддерживают. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению. Судом установлено, что Туктубаев Р.А. является сиротой: его мать ТГИ умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), отец ТАВ. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), что также подтверждается свидетельством о рождении ребенка (л.д.16). Постановлением главы Октябрьского муниципального района №417 от 24 мая 2007 года, приказом по социальному приюту (л.д.18) Туктубаев Р.А., находящийся с 06 марта 2006 года по 24 мая 2007 года был отчислен из воспитанников приюта, в связи с учреждением над ним попечительства (л.д.19), проживает и зарегистрирован по месту жительства попечителя (л.д.20). Судом установлено, что Туктубаев Р.А. обучался в ГУНПО «Профессиональное училище № 116», что подтверждается копией справки учебного заведения (л.д.24). В период с апреля 2011 года по апрель 2012 года Туктубаев Р.А. проходил службу в рядах ВС РФ (л.д.10-11). Сведений о том, что в настоящее время Туктубаев Р.А. обучается, не имеется. Судом установлено, что на основании постановления главы Октябрьского муниципального района № 387 от 27.09.2006 года «О принятии Туктубаева Р.А. на регистрационный учет для получения жилой площади по договору социального найма» Туктубаев Р.А. был принят на регистрационный учет во внеочередной список для получения жилой площади, как оставшийся без попечения родителей (л.д.23, 52). Согласно сведениям о гражданах, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в 2011 году Октябрьского муниципального района Туктубаев Р.А. нуждается в предоставлении жилья с 2006 года (л.д.49-51). Также в судебном заседании установлено, что Туктубаев Р.А. в собственности жилого помещения не имеет, что также следует из сведений с Росреестра (л.д.44), и подтвердили в судебном заседании участники процесса. В соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 указанной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют право на обеспечение жилой площадью. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 Ф-З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имевшие закрепленное жилое помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На территории Челябинской области в соответствии с п.2 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года №212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роджителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю,и социальных гарантиях приемной семьи» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, под опекой, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью в соответствии с законодательством РФ и Челябинской области. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с областной целевой программой. В соответствии с п.5 ст.3 Закона Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения жилой площадью. Согласно порядку, утвержденному Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года №273 «Об утверждении Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма» дети-сироты обеспечиваются жилимы помещениями из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства. Учет детей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Постановлением Губернатора Челябинской области от 31.10.2005 года № 407 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден Порядок финансирования расходов по предоставлению субвенций местным бюджетам на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилой фонд. В п.5 вышеуказанного Порядка финансирования расходов по представлению субвенций указано, что распределение субвенций местным бюджетам на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждается распоряжением <адрес>. В соответствии со ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее номы предоставления. В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Судом достоверно установлено, что истец относится к лицам из числа детей - сирот, в возрасте от 18 до 23 лет, находился на государственном обеспечении, своего жилья не имеет, включен в списки на получение жилья при администрации Октябрьского муниципального района, как сирота. Из отзыва Министерства финансов Челябинской области(л.д.41-42), Министерства социальных отношений Челябинской области (л.д.63-64) следует, что в соответствии с Законом Челябинской области от 15 декабря 2011 года №237-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год» на указанные расходы предусмотрены средства в виде субвенции Октябрьскому муниципальному району в размере 1621, 70 рублей. Из выписки протокола №1 заседания жилищной комиссии от 01 февраля 2012 года следует, что был утвержден список внеочередного распределения жилья для детей-сирот на 201ё2 год, в который под № очередности 51 мвошел Туктубаев Р.А. Однако данные обстоятельтства суд принять во внимание не может, так как право на получение жилого помещения у Туктубаева Р.А. возникло раньше 2012 года, и 51 очередность не может являться основанием для отказа в предоставлении жилья, в соответствии с Российским законодательством. Недостаток поступления денежных средств из бюджета Челябинской области на указанные цели, также не освобождает администрацию Октябрьского муниципального района от обязанности по обеспечению истца жильем во внеочередном порядке. Таким образом, исковые требования прокурора Октябрьского района подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах Туктубаева Р.А. к администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области, Правительству Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить. Обязать Администрацию Октябрьского муниципального района Челябинской области предоставить вне очереди Туктубаеву РА, благоустроенное жилое помещение в соответствии с санитарно-техническими нормами и не менее нормы предоставления площади жилого помещения, вне очереди, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Октябрьский районный суд в течение месяца. Председательствующий: подпись Копия верна Судья В.А.Приходько