П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Судья Октябрьского районного суда Ростовской области Мельниченко И.В., с участием государственного обвинителя прокуратуры Октябрьского района Ростовской об-ласти Паршина С.Н., подсудимого Назаренко А.В., защитника Пронченко И.А., представившего удостоверение № и ордер № адвокатского ка-бинета <данные изъяты> Адвокатской палаты <данные изъяты>, при секретаре Коротковой Н.В., а также потерпевшей ФИО15, представителя потерпевшей ФИО3, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Назаренко А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес>, <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, <данные изъяты>, имеющего <данные изъяты> образование, <данные изъяты>, не судимого, проживающего в <адрес>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, У С Т А Н О В И Л : Назаренко А.В. органами предварительного следствия обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, - в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека. Согласно обвинительного заключения преступление совершено при следующих обстоятельст-вах: Назаренко А.В. ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, управляя по доверенности автомоби-лем "1", государственный регистрационный знак №, находящемся в технически исправном состоянии, принадлежащем ФИО12, находясь на территории <адрес>, двигаясь по автодороге <данные изъяты> в направлении <адрес>, на <данные изъяты> км + <данные изъяты> метров, в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 9.1, 10.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года (далее ПДД РФ), не избрав безопасную скорость для движения, позволяю-щую обеспечивать возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, вы-ехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автомобилем "2", госу-дарственный регистрационный знак №, находящемся в технически исправном состоя-нии, под управлением ФИО2, двигавшемся по дороге <данные изъяты> в направле-нии <адрес>. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля "1", государственный регистрационный знак №, ФИО1 от полученных телесных повреждений скончался на месте дорожно-транспортного происшествия. Согласно за-ключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ смерть наступила в результате <данные изъяты>. Эти повреждения при-чинены прижизненно, действием тупых твердых предметов с большой механической силой, впол-не возможно при травме внутри салона автомобиля, стоят в прямой причинной связи со смертью ФИО1 и квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Водитель Назаренко А.В. нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации: п. 1.3 - участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра-вил; п. 1.4 - на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств; п. 1.5 - участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опаснос-ти для движения и не причинять вреда; п. 1.9 - количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками, а если их нет, то самими водителями. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины про-езжей части, расположенной слева; п. 10.1 - водитель должен вести транспортное средство со ско-ростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движе-ния, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические ус-ловия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требо-ваний Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обна-ружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства. Нарушение вышеуказанных пунктов ПДД РФ водителем Назаренко А.В. находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями, смертью ФИО1 Подсудимый Назаренко А.В. в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосто-рожности смерть человека, вину не признал. Назаренко А.В. показал, что ДД.ММ.ГГГГ он уп-равлял автомашиной "1", двигался по своей стороне движения, по полосе, примыкающей к обочине, со стороны <адрес> в сторону <адрес> со скоростью около 60 км/час. В машине находился пассажир - ФИО1. Участок дороги был прямой, проезжая часть широкая, без дорожной разметки. Когда проехали примыкающий справа к дороге выезд на мост к автодороге М-4 «Дон», он увидел автомобиль "2", который двигался по его стороне движе-ния под углом к обочине. Он стал тормозить и уходить влево в сторону полосы встречного движе-ния, чтобы избежать столкновения, расстояние между машинами было около двадцати метров. Он начал тормозить, дальше ничего не помнит, пришёл в себя, лежа на руле, увидел, что ФИО1 без сознания. Попытался выбраться из машины, подбежал ранее незнакомый ему ФИО16, вдвоём стали выбить пассажирскую дверь, ничего не получилось. Потом еще кто-то подошёл, он попросил телефон, позвонил отцу, сообщил, что попал в аварию, попросил вызвать помощь. Подо-шёл ещё один незнакомый мужчина, попытались открыть дверь монтировкой, но сделать этого не смогли. Когда приехал врач, ФИО1 вытащили через водительскую дверь, начали оказы-вать первую помощь, «скорая» констатировала смерть ФИО1 Приехали родители, ГАИ, проводили замеры, из-за механических повреждений машины своим ходом не предвигались. На его автомашине взорвалась покрышка переднего колеса, был поврежден диск, с места происшест-вия её увезли на эвакуаторе. У встречной автомашины "2" двигатель был смёщен в салон. Когда произвели замеры, проезжавший мимо транспорт двигался по обочине. На проезжей части были пятна масла, лежало разбитое стекло. Столкновение произошло на его стороне движения. С какой скоростью двигался встречный автомобиль, затрудняется ответить. Когда увидел встречную автомашину, начал тормозить и уходить влево. Во время проверки показаний на месте машину по-ставил примерно, точно определить, к чему-то привязать, не мог. На асфальте на месте происшест-вия были задиры. Не помнит, имелась ли дорожная разметка во время проверки показаний, была до и после этого места метров по двадцать, свежая от моста и до заправки старая была. Не знает, была ли ширина проезжей части в момент проверки показаний такая же, как в момент дорожно-транспортного происшествия, или нет. Допросив потерпевшую и свидетелей, исследовав представленные обвинением и защитой дока-зательства, суд установил другие обстоятельства уголовного дела, которые заключаются в следую-щем: ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в районе <данные изъяты> км + <данные изъяты> м автодороги <данные изъяты> на территории <адрес> произошло столкновение авто-мобиля "1", государственный регистрационный знак №, под управлением Наза-ренко А.В., двигавшегося в направлении <адрес>, с автомобилем "2", государст-венный регистрационный знак №, под управлением ФИО2, двигавшемся во встреч-ном направлении в сторону <адрес>. В результате столкновения транспортных средств пассажир автомобиля "1", государственный регистрационный знак №, ФИО1 получил телесные повреждения <данные изъяты> повлекшие за собой причинение тяжкого, опасного для жизни, вреда здоровью и смерть потерпевшего на месте дорожно-транспортного происшествия. Суд не может согласиться с доводами обвинения о подтверждении совокупностью доказа-тельств виновности подсудимого Назаренко А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, выра-жается в нарушении правил дорожного движения лицом, управлявшим автомобилем, в наступле-нии предусмотренного законом вреда здоровью или смерти человека, в причинной связи между деянием и наступившими последствиями. В судебном заседании исследовались, и не оспариваются сторонами, доказательства наступле-ния в результате столкновения транспортных средств предусмотренных законом последствий - причинение смерти участнику дорожно-транспортного происшествия: заключение эксперта №, согласно которого смерть ФИО1 наступила в результате тупой <данные изъяты>. Эти повреждения причинены прижизненно, действием тупых твердых предметов с большой механической силой, вполне воз-можно при травме внутри салона автомобиля, стоят в прямой причинной связи со смертью ФИО1 и квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни (л.д. 36-38 т. 1). Заключение судебно-медицинского эксперта бесспорно подтверждает наступление пре-дусмотренных в результате нарушения правил дорожного движения одним из участников дорож-но-транспортного происшествия последствий, но не доказывает, кем из участников эти наруше-ния допущены. Между тем виновность подсудимого Назаренко А.В. в нарушении требований п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.9, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации в судебном заседании обвинением не доказана. Подсудимый не оспаривает выполнение маневра - поворота влево в сторону встреч-ной полосы, однако настаивает на том, что этот маневр был вынужденным, обусловленным дей-ствиями водителя встречной автомашины "2" ФИО2, полностью выехавшим на его сторону движения в непосредственной близости от автомашины. При этом столкновение транс-портных средств, по версии подсудимого Назаренко А.В., произошло на его стороне движения. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приведенных в защиту подсудимого, лежит на стороне обвинения. Однако обвинением не представлено бесспорных доказательств, оп-ровергающих доводы подсудимого Назаренко А.В. и подтверждающих, что место столкновения автомашин "1" и "2" находится на стороне движения автомашины "2" и, сле-довательно, водитель Назаренко А.В. нарушил требования Правил дорожного движения Россий-ской Федерации. Невозможность установления координат места столкновения автомашин "1" и "2" в границах проезжей части подтверждена исследованными в судебном заседа-нии доказательствами: Суд не может согласиться с доводами государственного обвинения о том, что место столкнове-ния автомашин "1" под управлением Назаренко А.В. и "2" под управлением ФИО2 и виновность подсудимого в инкриминируемом ему преступлении доказывается исследован-ными в судебном заседании протоколом осмотра места происшествия (л.д. 4-5, 11-16 т. 1), схемой к нему (л.д. 7-8 т. 1), справкой по ДТП (л.д. 9 т. 1), протоколами осмотра транспортных средств (л.д. 8, 9 т. 1). В судебном заседании исследовались протокол осмотра места дорожно-транспорт-ного происшествия, из которого невозможно сделать вывод о месте столкновения и о веществен-ной обстановке на месте дорожно-транспортного происшествия, отсутствуют значимые для опре-деления соответствия или несоответствия Правилам дорожного движения действий каждого из участников дорожно-транспортного происшествия сведения. В протокол занесены сведения о на-личии на автодороге осколков стекла и треснутого лобового стекла, однако никаких измерений, судя по протоколу, не проводилось, расположение осколков стекла на проезжей части по отноше-нию к машинам и другим предметам не зафиксировано, на схеме к протоколу осмотра места про-исшествия вещественных следов столкновения транспортных средств не имеется, место столкно-вения обозначено крестиком на стороне движения водителя Назаренко А.В., при этом отсутствуют сведения о том, кто, каким образом и по каким признакам определил это место как место столк-новения (л.д. 7-8 т. 1). В судебном заседании установлено, что протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и схема к протоколу, являющаяся приложением к протоколу, не со-ответствуют друг другу, сведения, занесенные в протокол и схему, разнятся между собой. Никаких следов, которые объективно свидетельствовали бы о месте столкновения автомашин "1" и "2", как то: осыпь грязи, осколки стекла, краски, обломанных и утерянных частей транс-портных средств, на схеме не зафиксировано, а в протоколе осмотра места происшествия упоми-наются формально, без привязки к границам проезжей части и транспортным средствам в местах их конечной остановки. Протокол и схема к нему не отражают объективно следовую обстановку на месте дорожно-транспортного происшествия, не позволяют реконструировать его и использо-вать в качестве отправного материала для проведения специальных исследований экспертами, пришедшими, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты, к единодушному мнению о невозможности определения места столкновения относительно границ проезжей части. В справке по дорожно-транспортному происшествию инспектор ДПС вообще сделал выводы о выезде на встречную ля себя полосу движения автомобиля "2" под управлением ФИО2 Сами по себе протоколы осмотра транспортных средств - участников дорожно-транспортного происшест-вия - доказывают событие преступления, но не виновность конкретного лица в нарушении Правил дорожного движения, повлекшего наступление предусмотренных уголовным законом последст-вий. Исследованные в судебном заседании протокол осмотра места дорожно-транспортного про-исшествия, схема к нему и справка по ДТП доказывают событие преступления - факт совершения дорожно-транспортного происшествия, но в силу своей малой информативности не позволяют сделать однозначный вывод о месте столкновения транспортных средств в границах проезжей час-ти и нарушении подсудимым требований Правил дорожного движения РФ. В подтверждение версии предварительного следствия обвинением в судебном заседании пред-ставлены: Оценивая вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что они подтверж- дают событие преступления - столкновение автомашин "1" под управлением Назаренко А.В. и "2" под управлением ФИО2, но не доказывают ни места столкновения автома-шин в границах проезжей части, ни виновности Назаренко А.В. в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации. Так, потерпевшая ФИО15 очевидцем происшествия не была, о действиях водителя На-заренко А.В. знает из материалов уголовного дела, сведениями о происшествии из других преду-смотренных законом источников не располагает. Свидетели ФИО9 и ФИО10 очевидцами столкновения транспортных средств не были, к месту дорожно-транспортного происшествия подъехали, когда автомашины участников происшествия находились в конечном после столкновения положении, видели результаты столк-новения, а не его механизм, о действиях подсудимого Назаренко А.В. в момент столкновения ни-чего не знают, сведениями о координатах столкновения относительно границ проезжей части из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством источников не располагают. Сви-детель ФИО10 показал, что видел в направлении <адрес> след торможения, однако не смог пояснить, как он располагался на проезжей части, и, следовательно, на чьей сторо-не движения находился и имел ли отношение к исследуемому судом событию. Оценивая показания свидетеля ФИО2, суд приходит к выводу о том, что они не могут быть признаны безусловно достоверными. Показания свидетеля ФИО2 о том, что перед столкнове-нием он применил торможение, заблокировав колеса, а только в этом случае возможно образова-ние следов на проезжей части, являются несостоятельными с технической точки зрения и судом признаются недостоверными. Эксперт ФИО14 и специалист ФИО13 в судебном заседа-нии отвергли возможность образования следов торможения автомашины "2" на проезжей части перед местом столкновения при обстоятельствах, описываемых свидетелем ФИО2, по-скольку расстояние между транспортными средствами в момент возникновения опасности, указан-ное свидетелем, учитывая скорость сближения транспортных средств, не только не позволяло сра-ботать тормозной системе, но и самому водителю среагировать на возникшую опасность до мо-мента столкновения. Оценивая показания свидетеля ФИО2 о месте столкновения автомобиля "2" под его управлением и автомобиля "1" под управлением Назаренко А.В., суд, учитывая, что ФИО2 в равной с Назаренко А.В. степени аинтересован в благополучном для себя исходе дела, считает, что, не будучи подтверждёнными совокупностью объективных дока-зательств, они не могут быть признаны достаточными для признания доказанным стороны движе-ния, на которой произошло столкновение автомашин "1" и "2". Суд отвергает противоречивые и непоследовательные показания свидетеля ФИО8, данные им в ходе предварительного следствия (л.д. 41 т. 1) и в судебном заседании. Так, в судеб-ном заседании первый ответ свидетеля на вопрос государственного обвинителя о том, какое тран-спортное средство выехало на встречную для себя полосу движения, показал, что перед столкнове-нием на встречную полосу выехала «<данные изъяты>», то есть "2", которой, как установлено в ходе судебного разбирательства, управлял водитель ФИО2, сразу же, не объяснив причины, свиде-тель изменил показания, заявив, что на встречную для себя сторону движения выехала <данные изъяты> «<данные изъяты>», то есть "1", которой управлял подсудимый Назаренко А.В., далее пояснив, что до столкновения водитель ФИО2 двигался по своей стороне движения, по правой полосе бли-же к обочине, перед столкновением ФИО2 тормозил и «уходил от столкновения». Однако во время предварительного следствия ФИО8 показывал, что ФИО2 не тормозил и не сворачивал. Противоречия в показаниях свидетеля ФИО8 являются существенными и неустранимыми, с учётом сложившихся между свидетелем ФИО8 и свидетелем ФИО2 тесных дружеских отношений, суд не может признать свидетеля ФИО8 незаинтере-сованным в исходе дела лицом, а его показания - объективными и достоверными. В судебном заседании допрошены ФИО6 и ФИО7, присутствовавшие в качестве по-нятых во время осмотра места дорожно-транспортного происшествия и давшие аналогичные пока-зания о том, что ДД.ММ.ГГГГ они участвовали в проводимых на месте дорожно-транспортного происшествия замерах при составлении схемы. Представленная для обозрения судом схема имен-но та, что была составлена на месте ДТП, однако она не отражает обстановки происшествия, по-скольку не содержит сведений об осколках стекла, пятнах масла и тосола на проезжей части, цара-пины асфальтового покрытия. На место дорожно-транспортного происшествия они приехали по просьбе ФИО12, сообщившего им об аварии с участием его сына, сами очевидцами проис-шествия не были. Оценивая показания свидетелей ФИО6 и ФИО7, суд приходит к выводу о том, что показания этих свидетелей не содержат сведений, позволяющих установить координаты места столкновения в границах проезжей части, свидетели видели на месте дорожно-транспортного про-исшествия вещественную обстановку столкновения, не отраженную ни в протоколе осмотра места ДТП, ни на схеме к нему, объективно реконструировать которую в настоящее время невозможно. Будучи неполными, схема к протоколу осмотра места ДТП и сам протокол необъективны и недос-товерны, показания свидетелей ФИО6 и ФИО7 не могут восполнить протокол и схе-му к нему, поскольку не позволяют определить размеры осыпи стекла и других следов столкнове-ния, их расположение на проезжей части относительно неподвижных ориентиров и относительно конечного положения транспортных средств - участников ДТП - после столкновения, то есть тех следов, по которым объективно можно определить место столкновения, и, следовательно, опро-вергнуть или подтвердить версию подсудимого о столкновении автомобилей на его стороне дви-жения. Оценивая показания свидетеля ФИО4, данные им в ходе судебного заседания и предва-рительного следствия (л.д. 90 т. 1), суд приходит к выводу о том, что показания этого свидетеля не могут восполнить недостатки протокола осмотра места происшествия и схемы к нему, геометриче-ски точно воспроизвести местонахождение значимо важных следов и объектов, имевшихся на мо-мент осмотра, а именно точная и полная фиксация обстановки места дорожно-транспортного про-исшествия позволяет объективно и достоверно установить место столкновения транспортных средств. Не отразив в составленной им схеме к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия действительную обстановку места происшествия, свидетель ФИО4, ссылаясь на давность событий, дал непоследовательные и противоречивые показания об обстановке места происшествия и действиях сотрудников милиции, в связи с чем показания свидетеля не могут быть признаны достоверными. Не могут быть признаны достоверными и показания свидетеля ФИО4 данные им во время предварительного следствия. В судебном заседании свидетель не смог объяснить, в чём же состоял более детальный осмотр места происшествия, произведённый после того, как транспортные средства - участники ДТП - были убраны с проезжей части, в то время как результаты этого дополнительного осмотра, как следует из протокола и схемы, отсутст-вуют. Учитывая положение погибшего, а судя по фотографиям к протоколу осмотра месту проис-шествия, его тело находилось во время осмотра на месте происшествия, убрать транспортные средства - участники ДТП - до того момента, пока не было увезено тело погибшего, было невоз-можным. Свидетель ФИО4, приехавший на место дорожно-транспортного происшествия по-сле столкновения транспортных средств, сам очевидцем происшествия не был, в ходе судебного заседания пояснил, что не может утверждать, что упомянутый им во время допроса след торможе-ния имеет какое-то отношение к дорожно-транспортному происшествия, показания свидетеля ФИО4 не содержат объективной информации о месте столкновения автомобилей "1" и "2" в границах проезжей части. Суд считает, что в судебном заседании эксперт ФИО14 не дал суду убедительных разъясне-ний своего заключения, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что подсудимым Наза-ренко А.В. были нарушены Правила дорожного движения Российской Федерации. Эксперт ФИО14 пояснил, что считает версию подсудимого Назаренко А.В. несостоятельной с технической точки зрения, однако в то же время приходит к выводу о невозможности установления места стол-кновения в границах проезжей части, и не может однозначно ответить на вопрос, на чьей стороне движения произошло столкновение. В судебном заседании свидетель ФИО5, ссылаясь на давность событий, однозначно не ответил ни на один из поставленных ему вопросов. В то же время оглашенные показания свидете-ля ФИО5, данные им в ходе предварительного следствия, содержат существенные проти-воречия, не позволяющие признать показания достоверными. Так, в протоколе допроса от ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО5 предлагает дополнить составленный им протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ сведениями об отсутствии следов шин и следов торможе-ния, а в протоколе допроса от ДД.ММ.ГГГГ сообщает о том, что видел на месте происшест-вия след торможения автомобиля "2", государственный регистрационный знак №. При этом в самом протоколе никаких сведений о том, каким способом следователем уста-новлено, что след торможения оставлен колесами автомашины "2", государственный реги-страционный знак №, а не какой-то другой, в протоколе допроса не содержится. Не смог этого убедительно объяснить свидетель ФИО5 и судебном заседании, пояснив, что он «так решил». Однако показания свидетеля ФИО5, не производившего никаких измере-ний, не зафиксировавшего в установленном законом порядке наличие следа, не изъявшего его и не назначившего сравнительные исследования, не являющегося экспертом, и, следовательно, не обла-дающего познаниями, позволяющими идентифицировать следы, являются его догадкой, домыс-лами, и в соответствии с ч. 2 ст. 75 УПК РФ должны быть признаны недопустимым доказательст-вом и исключены из числа доказательств. По мнению государственного обвинителя, виновность подсудимого Назаренко А.В. подтверж-дается протоколом поверки его показаний на месте, в ходе которой Назаренко А.В. на <данные изъяты> км + <данные изъяты> м автодороги <данные изъяты> показал место столкновения транспортных средств на проезжей части, сел за руль автомобиля "4", государственный номерной знак №, подъехал к месту столкновения транспортных средств, после чего были проведены за-меры и составлена схема (л.д. 234-237 т. 1). Однако протокол проверки показаний обвиняемого Назаренко А.В. на месте не только не подтверждает, а напротив, опровергает предъявленное пред-варительным следствием подсудимому обвинение. Так, при указанных следователем на схеме ши-рине проезжей части в 11,4 метра, расстоянии от левого края проезжей части до левых переднего и заднего колес, автомашина Назаренко А.В. полностью должна находиться на своей стороне дви-жения, не выходя за её пределы на встречную полосу, следовательно, встречная автомашина, судя по характеру и локализации механических повреждений, должна полностью находиться на сторо-не движения подсудимого, и в этой ситуации оснований усматривать в действиях водителя Наза-ренко А.В. нарушение требований Правил дорожного движения РФ не имеется. Оценивая представленное стороной обвинения доказательство - заключение эксперта №, № (л.д. 245-252 т. 1), суд считает, что он не может быть положено в основу обви-нительного приговора в связи со следующим: проводя исследование, эксперт исходил в большей степени не из объективных данных, поскольку первоначально собранный на месте дорожно-тран-спортного происшествия материал - протокол осмотра места дорожно-транспортного происшест-вия, схема к нему - недостаточно информативен и не содержит сведений о вещественной обста-новке на месте происшествия, позволяющей сделать однозначный вывод о месте столкновения в границах проезжей части, и, следовательно, о нарушении Правил дорожного движения Россий-ской Федерации одним из участников дорожно-транспортного происшествия, а из субъективных, основываясь на версиях участников дорожно-транспортного происшествия, по мнению суда оди-наково заинтересованных в благополучном для себя исходе дела. Именно поэтому выводы экспер-та на каждый из поставленных вопросов варьируются: исходя из версии подсудимого Назаренко А.В. и версии второго участника происшествия. При этом, изучая версию одного из водителей, эксперт делает выводы о невыполнении требований Правил дорожного движения другим водите-лем, и наоборот. Однако, как пояснил эксперт ФИО14 в судебном заседании, версии обоих участников дорожно-транспортного происшествия с технической точки зрения в той или иной ме-ре являются несостоятельными, и, следовательно, не могут приниматься судом, не будучи под-твержденными другими объективными доказательствами по делу. Между тем таких доказательств суду государственным обвинением в ходе судебного следствия представлено не было. По мнению государственного обвинителя, свидетели ФИО7 и ФИО6, поддерживаю-щие дружеские отношения с отцом подсудимого, дали недостоверные показания о том, что видели на обочине следы колес автомобиля "2" и следы торможения автомобиля "1". Однако свидетели ФИО10 и ФИО9, находившиеся в непосредственной близости от мес-та дорожно-транспортного происшествия, двигавшиеся в направлении этого места и подъехавшие одними из первых, видели, как поднялись клубы пыли, что, с учетом того, что дорожное покрытие асфальтированное, а грунтовой является только обочина, свидетельствует о том, что одна из ма-шин выезжала на обочину до столкновения, поскольку после столкновения обе автомашины оста-лись в границах проезжей части. Суд считает необходимым отметить, что свидетели стороны об-винения ФИО2, ФИО8, ФИО10, ФИО9 знакомы между собой, и в той или иной степени поддерживают дружеские отношения. Так, ФИО2 и ФИО8 дружат между собой несколько лет, тесные отношения сложились между ФИО2 и ФИО9, из показаний которой следует, что ФИО2 решает все её жизненные проблемы и оказы-вает помощь. Оценивая представленные стороной защиты доказательства, суд приходит к выводу о том, что показания свидетеля ФИО12, не являющегося очевидцем столкновения, не содержат све-дений, позволяющих установить координаты столкновения в границах проезжей части и положе-ние транспортных средств непосредственно перед столкновением, не доказывают и не опровер-гают предъявленного подсудимому обвинения. Суд не может согласиться с доводами государственного обвинения о недопустимости пред-ставленного стороной защиты доказательства - заключения № транспортно-трасоло-гического и автотехнического исследования (л.д. 1-25 т. 4). По вопросу о координатах места стол-кновения транспортных средств в границах проезжей части и эксперт государственного эксперт-ного учреждения ФИО14, и эксперт негосударственного экспертного учреждения ФИО11 в выполненных ими заключениях и в судебном заседании, пришли к единодушному мнению о том, что установить таковые по вещественной обстановке, зафиксированной сотрудниками ми-лиции на месте происшествия, невозможно. Таким образом, невозможно определить, какое транс-портное средство находилось на встречной для себя полосе движения и создавало опасность для движения, и, следовательно, кем из участников дорожно-транспортного происшествия не выпол-нены требования Правил дорожного движения Российской Федерации, чьи действия повлекли за собой наступление уголовно-наказуемых последствий. Исследовав представленные стороной обвинения и защиты доказательства, суд приходит к вы-воду о том, что обвинением не представлено совокупности доказательств виновности подсудимого Назаренко А.В. в инкриминируемом ему деянии, имеются неустранимые сомнения в том, на чьей стороне движения произошло столкновение, и, следовательно, в нарушении водителем Назаренко А.В. требований Правил дорожного движения. В соответствии со ст. 49 Конституции Российской Федерации все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу подсудимого, в связи с чем он по предъявленному ему обвинению должен быть оправдан по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 306 УПК РФ при оправдании подсудимого по ос-нованию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, гражданский иск должен быть оставлен без рассмотрения. В соответствии со ст. 134 УПК РФ суд считает необходимым признать за Назаренко А.В. право на реабилитацию и разъяснить ему порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследо-ванием. На основании изложенного и руководствуясь ст. 302, 305 и 306 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л : Оправдать Назаренко А.В. по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ за от-сутствием в деянии подсудимого состава преступления. Меру пресечения Назаренко А.В. - подписку о невыезде - отменить. Гражданский иск потерпевшей ФИО15 оставить без рассмотрения. Признать за Назаренко А.В. право на реабилитацию и обращение в <данные изъяты> суд <адрес> с требованием о возмещении имущественного и морального вреда. Приговор может быть обжалован в Ростовский областной суд в течение 10 суток с момента провозглашения. Председательствующий