Решение о признании неправомерным бездействия Юр.лица, и обязании совершить действия по внесению достоверных сведений(2-327/11)



Дело № 2-327/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года                                                                                          п. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Берестова В.П.,

при секретаре Арзамасовой Т.С.,

с участием помощника прокурора Зарудней А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> к Юр.лицо, Бессарабову Н.Д., о признании неправомерным бездействия Юр.лицо, и обязании совершить действия по внесению достоверных сведений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> в интересах администрации муниципального образования <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением к Юр.лицо, Бессарабову Н.Д., о признании неправомерным бездействия Юр.лицо, и обязании совершить действия по внесению достоверных сведений, в обоснование заявленных требований, указав следующее:

Прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка деятельности Юр.лицо по соблюдению требований федерального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.

В ходе проверки выявлены факты нарушения должностными лицами Юр.лицо требований рассматриваемого законодательства, в частности Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», требующие принятия незамедлительных мер к их устранению.

Согласно статье 2 Областного закона № 786-ЗС муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). При этом в силу требований данной нормы закона представителями нанимателя (работодателями) являются:

- глава муниципального образования в отношении муниципальных служащих, замещающих должности главы местной администрации по контракту, председателя контрольного органа муниципального образования, сформированного представительным органом муниципального образования и наделенного правами юридического лица, руководителя иного органа местного самоуправления, образованного в соответствии с уставом муниципального образования;

- глава местной администрации в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в аппарате местной администрации, отраслевых (функциональных) и территориальных органах местной администрации;

- председатель представительного органа муниципального образования в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в аппарате представительного органа муниципального образования;

- председатель избирательной комиссии муниципального образования в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

- председатель контрольного органа муниципального образования в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в контрольном органе муниципального образования и его аппарате;

- руководитель иного органа местного самоуправления, образованного в соответствии с уставом муниципального образования, в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в данном органе местного самоуправления.

Таким образом, для муниципальных служащих, проходящих службу в Юр.лицо, представителем нанимателя является глава муниципального образования.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона № 25-ФЗ обязывает муниципального служащего соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение. Муниципальный служащий также обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьей 15 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 28 Федерального закона № 25-ФЗ работодатель обязан организовать и проводить работу по проверке достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу; по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 данного Федерального закона и другими федеральными законами.

Аналогичные функции кадровой работы в части проверки достоверности представляемых сведений рассматриваемой категории в органе муниципального образования предусмотрены также в статье 13 Областного закона Ростовской области № 786-ЗС.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

в) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

г) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;

д) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

В целях реализации пункта 3 данного Указа Президента РФ Собранием депутатов <данные изъяты> Ростовской области принято решение от 12.08.2010 № 372 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы <данные изъяты>, и муниципальными служащими <данные изъяты> сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. решений Собрания депутатов <данные изъяты> от 20.09.2010 № 377, от 10.12.2010 № 20), которым на кадровое подразделение муниципального образования или его отраслевого органа возлагается обязанность по проверке достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими и лицами, претендующими на замещение указанных должностей.

Решением Собрания депутатов района № 372 утверждена форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, пунктом 2.1 которой предусмотрено предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что заместителем главы Юр.лицо Бессарабовым Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ представлена работодателю справка о доходах и имуществе, принадлежащем его супруге ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, в разделе 2.1 «Недвижимое имущество» которой вопреки вышеперечисленным нормам законов не указано недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности.

Так, согласно данным территориального органа Росреестра от 04.03.2010 ей на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ .

Между тем, в справке о доходах и имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, в разделе 2.1 «Недвижимое имущество» Бессарабовым Н.Д. указаны только данные о жилом <адрес> по переулку <адрес>.

Таким образом, Бессарабовым Н.Д. не исполняются возложенные законом обязанности по предоставлению достоверных сведений, что согласно пункту 9 части 1 статьи 13 и пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона № 25-ФЗ в качестве одной из мер профилактики коррупции является основанием для расторжения служебного контракта или привлечения к иному виду дисциплинарной ответственности.

Статьей 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) определено, что установление ответственности в виде увольнения лица, замещающего должность муниципальной службы, за непредставление им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является профилактикой коррупции.

Кадровой службой достоверность представленных служащим администрации района сведений в установленном порядке не проверена, несмотря на прямо возложенную обязанность по проверке таких сведений, определенную частью 4 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, пунктом 12 статьи 13 Областного закона № 786-ЗС, решением Собрания депутатов <данные изъяты>.

Тем самым руководством и ответственными работниками администрации района нарушается один из основных принципов профилактики коррупции, предусмотренный в пункте 6 статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ, - приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Отсутствие в Юр.лицо налаженной работы по исполнению возложенных обязанностей повлекло за собой сокрытие Бессарабовым Н.Д. принадлежащего его супруге имущества. В результате бездействия Юр.лицо допущены нарушения требований законодательства о муниципальной службе и способствуют совершению правонарушений коррупционной направленности.

Ссылаясь на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», истец просит суд: признать неправомерным бездействие Юр.лицо в части непринятия мер по проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, в отношении Бессарабова Н.Д.; обязать Юр.лицо совершить действия, направленные на внесение достоверных сведений в справку о доходах супруги Бессарабовым Н.Д.

В судебном заседании помощник прокурора Зарудняя А.В. доводы искового заявления поддержала, от исковых требований в части обязания Юр.лицо совершить действия, направленные на внесение достоверных сведений в справку о доходах супруги Бессарабовым Н.Д. отказалась, пояснив, что ответчиком добровольно исполнены исковые требования в данной части. В остальной части исковых требований настаивала на их удовлетворении.

Определением Октябрьского районного суда Ростовской области от 10.05.2011г. производство по делу в части обязания Юр.лицо совершить действия, направленные на внесение достоверных сведений в справку о доходах супруги Бессарабовым Н.Д., прекращено.

Представитель ответчика Юр.лицо Порошина А.Ю., в судебном заседании пояснила, что против удовлетворения исковых требований прокурора о признании неправомерным бездействия Юр.лицо в части непринятия мер по проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, в отношении Бессарабова Н.Д. не возражает, иск признает последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Ответчик Бессарабов Н.Д. будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки, представил отзыв на исковое заявление (л.д.17), согласно которому просил о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснив, что против удовлетворения заявленных требований не возражает. Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика Бессарабова Н.Д. на основании ст. 167 ч.5 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 2 Областного закона № 786-ЗС муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). При этом в силу требований данной нормы закона представителями нанимателя (работодателями) являются - глава местной администрации в отношении муниципальных служащих, проходящих муниципальную службу в аппарате местной администрации, отраслевых (функциональных) и территориальных органах местной администрации.

Статьей 15 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 28 Федерального закона № 25-ФЗ работодатель обязан организовать и проводить работу по проверке достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу; по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены статьей 13 данного Федерального закона и другими федеральными законами.

Аналогичные функции кадровой работы в части проверки достоверности представляемых сведений рассматриваемой категории в органе муниципального образования предусмотрены также в статье 13 Областного закона Ростовской области № 786-ЗС.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

в) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

г) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;

д) форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Собранием депутатов <данные изъяты> принято решение от 12.08.2010 № 372 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы <данные изъяты>, и муниципальными служащими <данные изъяты> сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. решений Собрания депутатов <данные изъяты> от 20.09.2010 № 377, от 10.12.2010 № 20), которым на кадровое подразделение муниципального образования или его отраслевого органа возлагается обязанность по проверке достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных муниципальными служащими и лицами, претендующими на замещение указанных должностей, утверждена форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, пунктом 2.1 которой предусмотрено предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности.

Судом установлено, что заместителем главы Юр.лицо Бессарабовым Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ представлена работодателю справка о доходах и имуществе, принадлежащем его супруге ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности, в разделе 2.1 «Недвижимое имущество» которой вопреки вышеперечисленным нормам законов не указано недвижимое имущество, принадлежащее ей на праве собственности.

Так, согласно данным территориального органа Росреестра от 04.03.2010 ей на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов расположенный по адресу: пер. <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ .

В справке о доходах и имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, в разделе 2.1 «Недвижимое имущество» Бессарабовым Н.Д. указаны только данные о жилом <адрес> по переулку <адрес>.

Таким образом, Бессарабовым Н.Д. предоставлены недостоверные сведения об имуществе.

Кадровой службой достоверность представленных служащим администрации района сведений в установленном порядке не проверена, несмотря на прямо возложенную обязанность по проверке таких сведений, определенную частью 4 статьи 16 Федерального закона № 25-ФЗ, пунктом 12 статьи 13 Областного закона № 786-ЗС, решением Собрания депутатов <данные изъяты>, что суд расценивает как неправомерное бездействие.

Установленные судом обстоятельства, подтверждаются следующими доказательствами: выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), справкой о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги от 27.04.2010г. (л.д.9-12).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать неправомерным бездействие Юр.лицо в части непринятия мер по проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, в отношении Бессарабова Н.Д.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 мая 2011 года.

Судья                                                                                                                 В.П.Берестов