Решение Обычныйо признании бездействия администрации незаконным и обязании ликвидировать несанкционированную свалку(2-79/2011)



Дело № 2-79/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2011 года п. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Мамоновой Е.А.,

с участием помощника прокурора Зарудней А.В.,

при секретаре Кулагиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты>, третьим лицам: <данные изъяты>, <данные изъяты>, о признании бездействия администрации незаконным и обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> о признании бездействия администрации незаконным и обязании ликвидировать несанкционированную свалку, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что: Прокуратурой района с привлечением территориального органа <данные изъяты> проведена проверка деятельности администрации <данные изъяты> на предмет соблюдения земельного и природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения законов, требующие принятия незамедлительных мер к их устранению. В частности, прокурорской проверкой выявлен факт размещения несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на территории <данные изъяты>, что отрицательно влияет на экологическую обстановку <адрес>. Установлено что, администрацией <данные изъяты> не организован должным образом сбор и вывоз отходов производства и потребления, в результате чего на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от п. <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>) образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов. Данный земельный участок находится в пользовании администрации <данные изъяты>. На указанном земельном участке не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, что недопустимо и противоречит требованиям действующего законодательства. Своими действия администрация <данные изъяты> нарушает статьи 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, согласно которым использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны недопускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Настоящая проверка показала, что бездействие Администрации <данные изъяты> по исполнению вышеуказанных требований природоохранного законодательства нарушают конституционные права граждан, а также один из основных принципов земельного законодательства, отраженный в статье 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве. На основании изложенного, и руководствуясь статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, статьей 1065 Гражданского кодекса РФ, истец просит суд: признать бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>) - незаконным; и обязать администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>).

В судебном заседании помощник прокурора Зарудняя А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора, в части обязания администрации <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку, признал в полном объеме. Исковые требования в части признания бездействия администрации <данные изъяты>, не признал, пояснил о том, что свалка находится на земельном участке, находящемся на территории <адрес>, в связи с чем, в данной части требования ими не могут быть признаны. Кроме того, пояснил, что по устной договоренности, данная свалка ими убирается при ремонте дороги, ежегодно, в апреле месяце.

Третьи лица: <данные изъяты>, <данные изъяты> своих представителей в суд не направили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ч.3 ГПК РФ, определил рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 1 Земельного Кодекса РФ, данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе: приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст. ст. 3, 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании судом было установлено, что на территории <адрес> на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>), находится несанкционированная свалка промышленных и бытовых отходов.

Данная свалка возникла в результате того, что Администрацией <данные изъяты> не организован должным образом сбор и вывоз отходов производства и потребления. На земельном участке, на котором расположена свалка, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, что является недопустимым, и противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства. Нормативные правовые акты по вопросу организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, администрацией <данные изъяты> не принимались.

С учетом изложенного суд находит бездействие администрации <данные изъяты> по исполнению требований природоохранного законодательства не допустимым, и нарушающим конституционные права граждан.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими собранными по делу доказательствами: справкой об обнаружении административного правонарушения № ФС-ЕС-50-153 от 08.12.2010г. (л.д.8,9), объяснениями (л.д.11-13), представлением об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д.34-37), требованием № 4475 от 03.12.2010г. (л.д.38), объяснением (л.д.39), топографической картой границ Администрации <данные изъяты> (л.д. 58).

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленными ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного содержат доказательства, которые имеют значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливают обстоятельства, которые могут быть подтверждены только лишь данными средствами доказывания.

На основании изложенного, суд считает правомерным удовлетворить требования Прокурора <данные изъяты> в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>) - незаконным.

Обязать администрацию <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 1200 метрах на юго-восток от <адрес> (вдоль отсыпной дороги, ведущей на <адрес>).

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 11.02.2011г.

Окончательный текст решения изготовлен 17.02.2011г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 суток через Октябрьский районный суд Ростовской области с 17.02.2011г.

Судья Е.А. Мамонова