Решение о признании незаконным бездействия (2-118/11)



Дело 2-118/11г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011г. пос. Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Коротун Л.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Щербакова В.В.,

при секретаре Корельской Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия <данные изъяты> по ликвидации свалки промышленных и бытовых отходов и обязании ликвидации свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском, в котором указал следующее.

Прокуратурой района с привлечением территориального органа <данные изъяты> проведена проверка деятельности <данные изъяты> на предмет соблюдения земельного и природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения законов, требующие принятия незамедлительных мер к их устранению.

Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодателем возложена на органы местного самоуправления обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах соответствующего муниципального образования. Аналогичные требования содержатся также в Федеральном законе от 24.08.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как установлено, вопреки вышеуказанным федеральным законам должностными лицами администрации данного поселения меры к соблюдению природоохранного законодательства не принято.

Об этом свидетельствует выявленный в ходе проверки факт нарушения требований статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей обязанность органа местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В частности, прокурорской проверкой выявлен факт размещения несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на территории <адрес>, что отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Установлено, что администрацией Бессергеневского сельского поселения не организован должным образом сбор и вывоз отходов производства и потребления, в результате чего на земельном участке сельскохозяйственного назначения (пастбище) площадью 0,3 га, расположенном в 300 метрах от ст. <адрес> (<данные изъяты>) в северном направлении, образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов. Данный земельный участок находится в пользовании администрации Бессергеневского сельского поселения.

На указанном земельном участке не выполняются установленные требования на обязательные мероприятия по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, что недопустимо и противоречит требованиям действующего законодательства.

Территории муниципальных образований, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Своими действия <данные изъяты> нарушает статьи 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, согласно которым использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Более того, не организовав должным образом сбор и вывоз отходов производства и потребления, руководство администрации допускает нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которому, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слой почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 24.08.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

Однако нормативные правовые акты по данному вопросу <данные изъяты> не принимались, что является недопустимым.

Наряду с этим, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, оказать угрозу жизни и здоровью граждан.

Прокурорская проверка показала, что бездействие <данные изъяты> по исполнению вышеуказанных требований природоохранного законодательства нарушают конституционные права граждан, а также один из основных принципов земельного законодательства, отраженный в статье 1 Земельного кодекса РФ, предусматривающий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

С учетом выявленных существенных нарушений требований и обязательных мероприятий по улучшению земель сельскохозяйственного назначения и охране почв, учитывая, что в данном случае затрагиваются интересы неопределенного круга лиц-жителей <данные изъяты>, прокурор обратился в суд в защиту их интересов.

На основании изложенного, истец просил суд признать бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 300 метрах от <адрес> (<данные изъяты>) в северном направлении, незаконным и обязать <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на земельном участке расположенном в 300 метрах от <адрес> (<данные изъяты>) в северном направлении.

В судебном заседании старший помощник прокурора <данные изъяты> Щербаков В.В. поддержал исковые требования и просил суд признать бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 300 метрах от <адрес> (<данные изъяты>) в северном направлении, незаконным, а также обязать <данные изъяты> ликвидировать данную свалку до 1 мая 2011года.

Представитель ответчика <данные изъяты> по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что <данные изъяты> обязуется убрать несанкционированную свалку до 1 мая 2011года.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <данные изъяты> обоснованными.

Выяснив позиции сторон, суд в соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку указанная норма закона устанавливает, что при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая признание иска ответчиком, суд учитывает, что заявленные исковые требования подтверждаются всей совокупностью представленных истцом доказательств.

В соответствии со п.4 ч.2 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признании иска ответчиком и принятие его судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия <данные изъяты> по ликвидации свалки промышленных и бытовых отходов и обязании ликвидации свалки, удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки промышленных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 300 метрах от <адрес> (<данные изъяты>) в северном направлении, незаконным.

Обязать <данные изъяты> ликвидировать несанкционированную свалку промышленных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 300 метрах от <адрес> <данные изъяты>) в северном направлении до 1 мая 2011года.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.02.2011г.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд.

Судья Л.Н.Коротун