№ 1-280/2011 приговор в отношени Афиркина Г.А. по ч. 1 ст. 105 УК РФ



                                              Дело № 1-280/2011

П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации

г. Орск                                                                                           01 июля 2011 года                                                                                                             

Судья Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области Нестеров C.В.,                                                                                           

с участием государственного обвинителя - прокурора Октябрьского района г. Орска Федоровского М.Ю.,

подсудимого Афиркина Г.А., владеющего русским языком,

защитника Шумакова В.Ф., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

потерпевшей ФИО6,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Афиркин Г.А.,

<данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ

У С Т А Н О В И Л:

Афиркин Г.А. совершил убийство ФИО1 при следующих обстоятельствах:

Так, он 24.02.2011 г. в период времени с 00.00 часов до 05.00 часов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в <адрес> в ходе ссоры с ФИО1, возникшей на почве личных неприязненных отношений, действуя умышленно, с целью убийства ФИО1 нанес последнему имеющимся при себе ножом не менее трех ударов в область брюшной полости, причинив ФИО1 телесные повреждения в виде раны пупочной области слева, имеющей два раневых канала, проникающих в брюшную полость и забрюшинное пространство с повреждением тонкого кишечника, корня брыжейки тонкой кишки, правой подвздошной артерии и вены, правой подвздошно-поясничной мышцы с кровоизлиянием в брюшную полость, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и убил его.

Также ФИО1 причинены телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью.

В судебном заседании подсудимый Афиркин Г.А. свою вину в убийстве ФИО1 признал и показал, что 23.02.2011 г. он распивал спиртные напитки с <данные изъяты> погибшего ФИО2 в доме последнего. Ночью 24.02.2011 г. он пришел к себе домой, в комнате его <данные изъяты> ФИО3 и ФИО1 употребляли спиртное, ФИО4 спал. Между ним и ФИО1 возник конфликт, они вышли на кухню. ФИО1 взял в руки стул и хотел им его ударить. Затем, сказав, что зарежет его, ФИО6 потянулся за ножом, который лежал на печке. Он первым схватил нож и нанес им удар ФИО1 в живот. После этого он пошел к <данные изъяты>, сказал, чтобы она вызвала скорую помощь, и пошел к участковому. Когда они пришли домой, ФИО6 был еще жив, впоследствии скончался.

Вина подсудимого Афиркина И.Г. объективно подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Потерпевшая ФИО6 суду показала, что погибший был ее <данные изъяты>. С подсудимым они дружили с детства. Около 04.00 часов 24.02.2011 г. к ним пришел ФИО3 и сказал, что его <данные изъяты> убил ФИО1. Ее <данные изъяты> побежал домой к ФИО3, но ФИО1 уже был мертв. Об обстоятельствах происшедшего ей ничего не известно. <данные изъяты> в последнее время злоупотреблял спиртными напитками, мог быть агрессивным, но отходчивым.

Свидетель ФИО3 суду показал, что вечером 23.02.2011 г. он, ФИО1 и ФИО4 распивали спиртные напитки в квартире его <данные изъяты>, самого Афиркина Г.А. дома не было. Затем ФИО4 заснул. Около 03.00 часов 24.02.2011 г. <данные изъяты> пришел домой, между ним и ФИО1 возник конфликт. ФИО1 стал цепляться к <данные изъяты>. Они вышли на кухню, ФИО6 взял нож. Из-за занавески он услышал звук удара. Заглянул на кухню, ребята разговаривали, в руках ни у кого из них никаких предметов не было. Через какое-то время он услышал стон, вышел на кухню и увидел, что ФИО6 стоит на коленях и держится за живот, а у <данные изъяты> в руках был нож. ФИО6 упал на пол, сын пошел к участковому. О случившемся он рассказал <данные изъяты>, потом пошел к родителям ФИО1

Свидетель ФИО8 суду показал, что он является участковым уполномоченным милиции <адрес>. Около 04.00 часов 24.02.2011 г. к нему пришел Афиркин Г.А., в его руках был нож, он сообщил, что убил ФИО1 Они пошли в квартиру к Афиркину по <адрес>. На кухне на полу лежал ФИО1, он был еще жив. Стал звонить поселковой медсестре, но она была в городе, тогда вызвал скорую помощь и милицию. После чего с Афиркиным <данные изъяты> поехали домой за бинтами. Вернувшись, обнаружил, что ФИО1 мертв.

Из показаний свидетеля ФИО4, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что около 23.00 часов 23.02.2011 г. он и ФИО1 пришли домой к Афиркину Г.А., его самого дома не было, дверь была не заперта. Затем пригласили <данные изъяты> подсудимого, и стали распивать спиртное. Затем он уснул. Когда проснулся, увидел, что ФИО6 мертвый лежит на полу лицом вниз. ФИО2 сообщил ему, что ФИО1 убил Афиркин Г.А. Он шума ссоры и драки не слышал, об обстоятельствах случившегося ему ничего не известно (л.д. 54-55).

Свидетель ФИО9, показания которого оглашены в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ показал, что около 04.40 часов 24.02.2011 г. его <данные изъяты> ФИО3 пришел и сообщил ему, что его <данные изъяты> Афиркин Г.А. после ссоры с ФИО1 убил последнего, нанеся удар ножом (том 1 л.д. 58-59).

Из показаний свидетеля ФИО10, данных на предварительном следствии и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что около 05.30 часов 24.02.2011 г. ее разбудил <данные изъяты> ФИО3 и сообщил, что их <данные изъяты> Афиркин Г.А. убил ФИО1 Затем <данные изъяты> подтвердил это и пошел к участковому. На кухне в квартире <данные изъяты> она увидела ФИО1, он лежал на полу лицом вниз, был мертв (том 1 л.д. 73-75).

Виновность Афиркина Г.А. объективно подтверждается письменными доказательствами:

- протоколом осмотра места происшествия от 24.02.2011 г. - одноэтажного дома, расположенного по адресу <адрес>, в котором обнаружен труп ФИО1, у которого на передней брюшной стенке в околопупочной области слева имеется рана веретенообразной формы с ровными краями из которой эвинтрирует кишечник, от верхнего угла раны вверх до первого межреберья отходит линейная рана с ровными краями видимой глубиной 0,1 мм., покрытая жидкой кровью, прерывается на уровне 5-7 межреберья, ориентирована по условному циферблату с 12.00 на 06.00 часов (том 1 л.д. 11-16);

- протоколом осмотра места происшествия от 24.02.2011 г. - кабинета опорного пункта в <адрес>, в котором изъят охотничий нож с пластиковой ручкой черного цвета, на клинке рукоятки которого имеется номер (том 1 л.д. 21-22);

- заключением эксперта от 04.04.2011 г., согласно которомупри экспертизе трупа ФИО1 были обнаружены телесные повреждения в виде:

1. Раны пупочной области слева, имеющей два раневых канала,
проникающих в брюшную полость и забрюшинное пространство с
повреждением тонкого кишечника, корня брыжейки тонкой кишки, правой
подвздошной артерии и вены, правой подвздошно-поясничной мышцы с
кровоизлиянием в брюшную полость (около 2100 мл), которое получено от
действия острого предмета, обладающего колюще-режущими свойствами,
каковым мог быть клинок ножа, с длиной погруженной части около 19-22 см,
в срок незадолго до наступления смерти, причинило тяжкий вред здоровью
человека по признаку опасности для жизни. Между этим телесным
повреждением и наступлением смерти имеется прямая причинно-
следственная связь. Вывод о виде травмирующего предмета подтверждается
следующей совокупностью морфологических признаков: преобладание
глубины раны над ее шириной и длиной; веретенообразная форма раны;
острые и закругленный концы; неосадненные ровные края и гладкие стенки;
щелевидные с ровными краями и острыми концами повреждения внутренних
органов. Длина раневого канала указывает на длину погруженной части
клинка.

2. Вертикального надреза передней брюшной стенки слева с переходом на грудную клетку до верхнего отдела, которое получено от действия острого предмета, обладающего режущими свойствами, каковым мог быть клинок ножа, в срок незадолго до наступления смерти, обычно у живых лиц такое телесное повреждение не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты трудоспособности и расценивается как повреждение, не причинившее вреда здоровью человека. Между этим телесным повреждением и наступлением смерти прямой причинно-следственной связи не имеется.

3. Ссадины левой лобной области, которая получена в срок незадолго до наступления смерти, от действия твердых тупых предметов или при ударе о таковые, обычно у живых лиц такое телесное повреждение не влечет за собой кратковременного расстройства здоровья и незначительной стойкой утраты трудоспособности и расценивается как повреждение, не причинившее вреда здоровью человека. Между этим телесным повреждением и наступлением смерти прямой причинно-следственной связи не имеется.

Смерть ФИО1 наступила в результате колото-резаной раны пупочной области слева, имеющей два раневых канала, проникающих в брюшную полость и забрюшинное пространство с повреждением тонкого кишечника, корня брыжейки тонкой кишки, правой подвздошной артерии и вены, правой подвздошно-поясничной мышцы, сопровождавшейся кровоизлиянием брюшную полость с последующим развитием острой кровопотери. О чем свидетельствует характерный морфологический комплекс: наличие повреждений внутренних органов, крови в брюшной полости, пятен Минакова под эндокардом левого желудочка сердца. Судя по выраженности трупных явлений с момента смерти до момента их фиксации на месте происшествия прошло около 9-12 часов.

В процессе причинения вышеописанных телесных повреждений нападавший мог находиться как спереди от потерпевшего, так и сзади от него или над ним. Область локализации доступна для причинения собственной рукой, обнаруженные телесные повреждения не характерны для падения с высоты собственного роста или при ударах о препятствия. После причинения повреждения до наступления смерти прошел короткий промежуток времени, вероятнее всего исчисляемый десятками минут, в течении которого потерпевший мог совершать активные целенаправленные действия при условии сохранения сознания, о чем свидетельствует характер повреждения, данные суд судебно-гистологического исследования. Развитие острой кровопотери сопровождается прогрессирующим падением артериального давления и по достижении критических значений (систолическое давление ниже 40-60 мм рт.ст.), как правило, развивается потеря сознания. Каких-либо морфологических признаков, свидетельствующих о перемещении трупа, при экспертизе не обнаружено. При судебно-химическом исследовании крови гнилостной от трупа ФИО1 обнаружен этиловый спирт в концентрации в крови 2,4%. Данный результат из-за гнилостных изменений по степени опьянения не оценивается, но он свидетельствует о том, что потерпевший незадолго до наступления смерти употреблял алкоголь (том 1 л.д. 103-108);

- заключением эксперта от 25.03.2011 г., согласно которому кровь потерпевшего ФИО1 относится к группе О

- заключением эксперта от 25.03.2011 г., согласно которомукровь потерпевшего ФИО1 относится к группе О

- заключением эксперта от 31.03.2011 г., согласно которомурана на лоскуте кожи от трупа ФИО1 является колото-резанной и образовалась от действия колюще-режущего орудия, типа ножа, имеющего однолезвийный клинок, широкий П-образный обух и наибольшую ширину погрузившейся части около 3,5 см. Рана на лоскуте кожи от трупа ФИО1 могла образоваться от действия клинка охотничьего ножа, представленного на экспертизу, либо другого ножа, имеющего сходные следообразующие свойства (том 1 л.д. 147-149);

- заключением эксперта г. от 06.05.2011 г., согласно которомурана на лоскуте кожи пупочной области слева от трупа ФИО1 является колото-резаной, состоит из двух частей (основного и дополнительного повреждения) и образовалась от сложных воздействий колюще-режущим орудием, типа ножа, имеющего однолезвийный клинок, широкий П-образный обух и наибольшую ширину погрузившейся части около 3,5 см. Указанное повреждение, имеющее два раневых канала, могло образоваться от двух погружений клинка представленного охотничьего ножа, вероятнее всего, без полного его извлечения из указанной раны в направлении спереди назад, слева направо под углом 60°, снизу вверх под углом 65° (раневой канал № 1) и спереди назад, слева направо под углом 50°, снизу вверх под углом 80°(раневой канал № 2) (том 1 л.д. 169-172);

- заключением эксперта от 06.05.2011 г., согласно которомунож, изъятый на месте происшествия в помещении опорного пункта милиции <адрес>, изготовлен заводским способом, является охотничьим ножом и относится к холодному оружию (том 1 л.д. 181-184);

- заключением эксперта от 23.05.2011 г., согласно которомуу Афиркин Г.А. на момент осмотра судебно-медицинским экспертом 28.02.2011 никаких телесных повреждений не обнаружено (том 1 л.д. 191-192);

- протоколом явки с повинной от 24.02.2011 г. (том 1 л.д. 195-196).

Давая оценку письменным доказательствам, суд исходит из того, что экспертизы проведены в специализированных учреждениях, экспертами, имеющими большой практический опыт; назначение экспертиз, осмотр места происшествия, проведены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, явка с повинной соответствует требованиям ст. 142 УПК РФ.

Тщательно оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к однозначному выводу о виновности Афиркина Г.А. в убийстве ФИО1

Переходя к правовой оценке содеянного подсудимым, суд основывается на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, и считает, что действия Афиркина Г.А. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Об умысле подсудимого Афиркина Г.А. на убийство ФИО1 свидетельствуют обстоятельства и способ совершения преступления, характер и локализация телесных повреждений, использование в качестве оружия ножа, нанесение ударов в жизненно важный орган - живот, с применением силы, о чем свидетельствуют длины раневых каналов, на длину погруженной части клинка.

Суд считает, что Афиркин Г.А. не находился в состоянии обороны, поскольку, как установлено из свидетельских показаний и объективно подтверждено материалами дела, действия ФИО1 не могли представлять угрозу для жизни подсудимого, последующее применение ножа не было обусловлено необходимостью действий оборонительного характера, направленных на защиту своей жизни.

Отсутствие непосредственной угрозы жизни и здоровью подсудимого подтверждено заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой у Афиркина Г.А. телесных повреждений не обнаружено.

Суд также не усматривает в действиях Афиркина Г.А. признаков состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), что подтверждается заключением судебно-психиатрической комиссии экспертов от 21.03.2011 г., согласно которому, Афиркин Г.А. хроническим психическим расстройством, лишающим его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность его действий, либо руководить ими, не страдает, у него обнаруживаются признаки <данные изъяты>. Об этом свидетельствуют данные анамнеза о наследственной отягощенности <данные изъяты>, многолетнем систематическом злоупотреблении спиртными напитками, утрате количественного контроля, высокой толерантности к алкоголю, сформировавшейся физической и психической зависимости от алкоголя, запойном характере пьянства, наличие палимпсестов. Во время совершения инкриминируемого деяния был в состоянии простого алкогольного опьянения, не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, при этом был в непомраченном сознании, сохранял ориентировку в окружающем, не обнаруживал ни бреда, ни галлюцинаций, помнит о своем поведении, его действия носили целенаправленный и последовательный характер и поэтому он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими. После совершения инкриминируемого ему деяния какого-либо психического расстройства не развилось и в настоящее время Афиркин Г.А. может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность его действий, либо руководить ими. По психическому состояниию в применении к нему принудительных мер медицинского характера не нуждается (том 1 л.д. 159-161).

Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи.

Признание вины, явку с повинной, участие в боевых действиях, противоправное поведение потерпевшего - суд признает обстоятельствами, смягчающим наказание подсудимому Афиркину Г.А.

Судимость Афиркина Г.А. по приговору Кваркенского районного суда Оренбургской области от 13.09.2010 года не погашена, и образует в его действиях рецидив преступлений, который суд признает обстоятельством, отягчающим наказание подсудимому Афиркину Г.А.

Изучением данных о личности подсудимого установлено, что участковым уполномоченным по месту жительства Афиркин Г.А. характеризуется положительно, <данные изъяты> - удовлетворительно, на учетах <данные изъяты>

С учетом тяжести содеянного, обстоятельств совершения преступления, личности подсудимого, отягчающих обстоятельств, суд назначает Афиркину Г.А. наказание в виде лишения свободы. Учитывая совокупность смягчающих обстоятельств, суд считает возможным не назначать Афиркину Г.А. дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

Руководствуясь ст.ст.307, 308, 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Афиркин Г.А. признать виновнымв совершениипреступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 7 (семь) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Афиркину Г.А. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения в виде заключения под стражу. Срок наказания исчислять с 01 июля 2011 года. Зачесть в срок наказания предварительное содержание под стражей с 24.02.2011 г. по 01.07.2011 г.

Вещественные доказательства по уголовному делу - спортивные брюки, трусы мужские, биообъекты от трупа ФИО1, смыв вещества бурого цвета, нож, образец крови обвиняемого Афиркина Г.А., биообъекты обвиняемого Афиркина Г.А., джемпер из синтетического трикотажа черного цвета, спортивные брюки из трикотажа черного цвета, хранящиеся в камере вещественных доказательств СО по г. Орску СУ СК РФ по Оренбургской области - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Оренбургского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок с момента вручения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный, содержащийся под стражей, вправе в течение 10 суток ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

СУДЬЯ:                                                                                              С.В. НЕСТЕРОВ

06.07.2011 г. осужденным подана кассационная жалоба

Определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда 04.08.2011 г. приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу.

17.08.2011 г. уголовное дело возвращено в суд