решение суда об обязании выполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических соо



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации-России

23 июня 2010 года г. Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Л.В.Колобовой,

при секретаре ФИО1,

с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Орска В.Н.Майданенко,

представителя ответчика ФИО5 ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4 об обязании выполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Орска обратился в суд с иском к ФИО5 о понуждении к выполнению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В обоснование иска указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в ФИО5 Установлено, что основными видами деятельности общества являются воспроизводство рыбы и водных биоресурсов, вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах сельскохозяйственными товаропроизводителями. ФИО5 арендует у индивидуального предпринимателя ФИО4 земляную плотину с уположенным откосом по адресу: ..., для выращивания и ловли рыбы в прилегающем водоеме и устройства места отдыха. Проверка показала, что ФИО5 не созданы локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении, что является нарушением ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Кроме того, у ФИО5 не имеется следующей нормативной документации: проекта натурных наблюдений, проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений; не застрахован риск гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнического сооружения по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Просил обязать ФИО5 в срок до 01.10.2010 года создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении, в срок до 01.12.2010 года разработать проект натурных наблюдений, а также проект мониторинга безопасности гидротехнического сооружения; в срок до 01.06.2010 года осуществить обязательное страхование риска гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнического сооружения по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Определением суда 24.05.2010 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен собственник плотины - предприниматель ФИО4..

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н. уточнил исковые требования - просил обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении в срок до 01.10.2010 года; разработать проект натурных наблюдений, а также проект мониторинга безопасности гидротехнического сооружения в срок до 01.12.2010 года; обязать ФИО5 осуществить обязательное страхование риска гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнического сооружения по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения в срок до 01.07.2010 года.

В связи с добровольным удовлетворением ответчиком ФИО5 исковых требований об обязании осуществить страхование риска гражданской ответственности при эксплуатации гидротехнического сооружения в судебном заседании представитель истца Майданенко В.Н. отказался от исковых требований к ФИО5, исковые требования к ФИО4 поддержал.

Представитель ответчика ФИО5 - его директор ФИО3, не возражал против принятия судом отказа от части исковых требований.

Определением суда от Дата обезличена года судом принят отказ от части исковых требований, производство по делу в части прекращено.

Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Майданенко В.Н., представителя ответчика ФИО5 ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Советского района г.Орска по заданию прокуратуры области Номер обезличен от 23.03.2010 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в ФИО5.

Проверкой установлено, что основными видами деятельности общества являются воспроизводство рыбы и водных биоресурсов, вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озёрах, водохранилищах и прудах сельскохозяйственными товаропроизводителями и др.

В соответствии с договором аренды гидротехнического сооружения ... от Дата обезличена года, зарегистрированным в Управлении ФРС ... (рег.Номер обезличен от Дата обезличена года) ФИО5 арендует у индивидуального предпринимателя ФИО4 земляную плотину ... ... - ... куб.м., расположенную по адресу: ... для выращивания и ловли рыбы в прилегающем водоёме и устройства места отдыха. Срок действия договора аренды составляет пять лет с момента принятия арендуемых сооружений - с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Собственником арендуемого сооружения - земляной плотины ... куб.м., расположенной по адресу: ... является ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена года, выданным Управлением федеральной регистрационной службы по ....

Согласно справке ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра» Номер обезличен от Дата обезличена года, а также справке о государственной регистрации гидротехнических сооружений Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ Номер обезличен от Дата обезличена года гидротехнические сооружения ... водохранилища внесены в Российский реестр гидротехнических сооружений (идентификационный код: ...

Статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определяет, что гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, а эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Как показала проверка, на гидротехническом сооружении не созданы локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, что является нарушением ст. 9 Закона, согласно которой собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Пункт 1.6 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утверждённых МЧС РФ 24 декабря 2002 года, определяет, что локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.Порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения установлен приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 года N422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".

В соответствии с п.11 вышеуказанного Положения основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения, населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В ходе проверки установлено, что у собственника гидротехнического сооружения ФИО4 не имеется следующей нормативной документации: проекта натурных наблюдений, проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, что является нарушением п.п. 3.1, 3.4 Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 12 января 1998 года N 2, согласно которым перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений, а также проекта мониторинга безопасности гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 9 закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 вышеуказанного закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Нарушения норм законодательства о безопасности гидротехнических сооружений свидетельствуют о том, что для граждан создаётся реальная угроза причинения вреда здоровью и жизни при возникновении чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного суд находит исковые требования к ФИО4 обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4 об обязании выполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 в срок до 01.10.2010 года создать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехническом сооружении - земляной плотине с уположенным откосом, литер Номер обезличен, объём тела плотины Номер обезличен куб.м., расположенной по адресу: ...

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО4 в срок до 01.12.2010 года разработать проект натурных наблюдений, а также проект мониторинга безопасности указанного гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в полном объеме изготовлено 28 июня 2010 года.

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска Л.В.Колобова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела Номер обезличен, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.